Что Нижний Тагил потеряет вместе с RAE?
АН «Между строк» собрало мнения политиков и экспертов о переносе легендарной выставки: от экс-губернатора Росселя до журналиста «Би-би-си»
24 марта министр промышленности России Денис Мантуров заявил, что выставка вооружений Russia Arms Expo (RAE) переезжает из Нижнего Тагила в подмосковный парк «Патриот» и будет объединена с похожей выставкой «Армия». Источники АН «Между строк» в корпорации УВЗ утверждают, что выставка 2017 года пройдёт уже в Кубинке.
RAE проходит на Среднем Урале с 1999 года и давно стала визитной карточкой не только города, но и всего региона. Поэтому для многих свердловчан известие о переносе выставки вооружений на другую площадку стало шоком. Агентство новостей «Между строк» пообщалось с чиновниками, депутатами, военными экспертами и узнало, как потеря RAE отразится на экономике, инвестиционной привлекательности и имидже Нижнего Тагила и Свердловской области.
Многие говорят, что иностранцам будет сложнее добираться до Екатеринбурга, нежели до Москвы, но мне так не кажется. Если брать наш основной контингент покупателей, в том числе ближневосточные страны, разницы здесь большой для них нет, лететь в Екатеринбург или Москву, тем более что здесь отличный аэропорт».
Если говорить более приземлённо, то выставка вооружений – это тысячи людей, которые приезжали в Тагил и оставляли здесь свои деньги, этакий военно-промышленный туризм. Её перенос отразится на финансировании города. Мы перед каждой крупной выставкой вооружений мы получали деньги на улучшение качества дорог в городе, в первую очередь той, что ведёт к Нижнетагильскому институту испытания металлов. За 17 лет нам выделили сотни миллионов рублей, потому что статус этой выставки был сильным аргументом для того, чтобы рассчитывать на серьёзные вливания из областного и федерального бюджетов. Легче было обосновывать строительство новой набережной, Театрального сквера, фонтана, реконструкцию драмтеатра и так далее. Выставка международного масштаба в любом случае привлекала внимание федеральных чиновников, они хотели, чтобы город, где такое мероприятие проводится, смотрелся достойно и красиво. Наверняка теперь Тагилу сложнее будет попадать в какие-то федеральные целевые программы по финансированию и не только».
Однако за более чем десятилетнюю историю Russia Arms Expo уже заработала репутацию главного салона сухопутных вооружений в России, поскольку УВЗ постепенно становится ведущим российским концерном в этой области. Кроме того, у выставки прочная репутация "салона для специалистов", она широко известна на международном уровне.
Безусловно, эта репутация идёт на пользу Нижнему Тагилу и всему региону, привлекает к нему внимание. Вряд ли RAE сможет сама по себе привлекать туристов, но то, что она уже является частью имиджа города, – это факт. Наконец, для выставки в Нижнем Тагиле уже существует площадка, ангары, полигон, в которые вложены деньги. Поэтому для всего региона она играет очень большую положительную роль».
Выставка вполне рентабельна. Её организация и проведение обходятся примерно в 500 миллионов рублей, УВЗ тратит 350 миллионов рублей, но это не такие большие деньги для предприятия. Если мы это переведём на продаваемые корпорацией танки, то это 2,5 танка экспортной стоимости. То есть если благодаря участию в этой выставке "Уралвагонзавод" продаст хотя бы десять танков…
И тут такая ситуация. Это всё, безусловно, аукнется самому "Уралвагонзаводу", хоть и не сразу. Меня больше всего возмутило то, как и кем было заявлено о переносе. Об этом Потапов мог сообщить. Есть у нас господин Холманских, выходец с УВЗ, который, услышав интервью Мантурова, тут же должен был снять трубку, жёлтую вертушечку, и сказать: "Владимир Владимирович, тут министр говорит какую-то чушь несусветную, разберитесь, пожалуйста". Он этого не сделал. Сейчас говорят, что это не его функции, а какие тогда вообще его функции? Господин Носов опять же заявляет, что знал про перенос выставки, но молчал и ничего не делал. Только за эти его слова, сказанные тагильчанам, в ответ ему в лицо тоже, наверное, должно было что-то прилететь».
Агентство новостей «Между строк»
RAE проходит на Среднем Урале с 1999 года и давно стала визитной карточкой не только города, но и всего региона. Поэтому для многих свердловчан известие о переносе выставки вооружений на другую площадку стало шоком. Агентство новостей «Между строк» пообщалось с чиновниками, депутатами, военными экспертами и узнало, как потеря RAE отразится на экономике, инвестиционной привлекательности и имидже Нижнего Тагила и Свердловской области.
Эдуард Россель, сенатор и экс-губернатор Свердловской области:
«Я договорился встретиться в пятницу с губернатором [Свердловской области Евгением Куйвашевым], переговорить, потому что я не знаю, что там происходит на уровне государственной власти. Будет очень жаль, если выставку перенесут, это точно, Тагил потеряет очень многое. Когда люди со всего мира приезжают в город, это имеет свои последствия, это и известность, и инвестиции, что главное для города. Потом это ведь и патриотическое мероприятие. Когда это начинали делать, было же сплошное уныние. В тяжёлое время мы сделали такую работу за свои деньги, областные, и за счёт энтузиазма директоров заводов. Я этого не понимаю. Нужно Носова об этом спросить, ведь он имеет возможность связаться и с министром промышленности, и с губернатором, и так далее, он же мэр Нижнего Тагила. И потом у него действительно есть реальные возможности на это влиять. Дело в том, что эта выставка уже несколько лет самоокупаемая, она приносила прибыль. Я не знаю, кто и какое решение принимал, но эта выставка вооружений федеральная, поэтому отменить её можно только постановлением правительства, но такого постановления пока нет».Алексей Жарич, экс-заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод»:
«Я не могу комментировать, я не работаю на УВЗ уже две недели. Звоните в Минпромторг, это их выставка, они решают, куда её лучше переносить. Выставка стоила 350 миллионов рублей для УВЗ, сейчас у предприятия нет таких денег. Это нормальное решение, мы могли её просто закрыть. По Нижнему Тагилу перенос нисколько не ударит, там всё развито, поэтому будут другие разные мероприятия придумываться и проходить всё равно. И Потапов (Александр, новый гендиректор УВЗ. – Прим. ред.) об этом говорил».Валентина Исаева, бывший мэр Нижнего Тагила:
«Когда я ещё была главой города, люди из высших эшелонов власти всегда говорили, что выставка в Тагиле – одна из лучших. Интерес к ней был достаточно высокий, и это давало значительные возможности городу. Мне, конечно, искренне жаль, что переносится выставка сейчас. Я удивлена этому решению. Для города, где находится такое предприятие, которое делает технику для армии, имеет возможность испытывать её, показывать в действии, это, наверное, очень многого стоит. У меня есть хорошие знакомые, в том числе руководители предприятий из другого города, мы с ними как раз на выставке познакомились в 2009 году. Так вот когда заговорили о переносе выставки в первый раз, то было желание, и у них в том числе, начать сбор подписей в поддержку проведения выставки именно в Нижнем Тагиле. Я бы лично поставила свою подпись под этой петицией».Илья Крамник, руководитель отдела «Силовые структуры (армия и спецслужбы)» на Lenta.ru:
«Это решение, очевидно, продиктовано Министерством обороны, которое пытается развивать свою брендовую площадку, но оно мне представляется ошибочным. Выставочная площадка в парке "Патриот" и RAE играют всё-таки разные роли, интересы экспортёров вооружений и Министерства обороны очень часто расходятся. Я уже не говорю о том, что при переносе в Подмосковье выставка потеряет значительную часть своей зрелищности, учитывая те возможности, которые площадка в Тагиле представляла по части демонстрации техники. Полигон на Старателе огромный, на нём можно было демонстрировать всё, вплоть до ядерного оружия, если бы у кого-то вдруг возникло такое сумасшедшее желание. И то оборудование, которое там имелось, также позволяло проводить весьма профессиональные операции, включая очень сложные формы боя и взаимодействие различной техники, эти возможности сейчас утрачиваются.Многие говорят, что иностранцам будет сложнее добираться до Екатеринбурга, нежели до Москвы, но мне так не кажется. Если брать наш основной контингент покупателей, в том числе ближневосточные страны, разницы здесь большой для них нет, лететь в Екатеринбург или Москву, тем более что здесь отличный аэропорт».
Вячеслав Погудин, экс-замглавы Нижнего Тагила, депутат Заксобрания:
«Я принимал участие в оргкомитете подготовки этой выставки, будучи первым замом главы города, и очень жалею, что было принято именно такое решение, так как для нас это и престиж, и определённый опыт для всего региона. Ну и расширение контактов, конечно. Ранее вопрос о переносе выставки в Подмосковье уже неоднократно возникал, но её тогда удалось отстоять. Аргументы были такие, что всю необходимую инфраструктуру создали в Тагиле более 10 лет назад, были вложены уже определённые денежные средства, сложился опыт проведения выставки международного уровня. Кроме того, специалисты тогда апеллировали тем, что технически условия, созданные на полигоне, максимально соответствуют требованиям для демонстрации техники – не просто на стендах, в статике, а именно в условиях, приближенных к боевым или учебным, когда можно увидеть вооружение во всей его динамике, в действии. И есть ещё один немаловажный фактор. На Урале немало предприятий оборонного профиля, вооружение производят именно здесь, поэтому гораздо логичнее демонстрировать его возможности здесь, на Урале, а не на какой-либо другой площадке».Александр Пирогов, уральский политтехнолог:
«Выставка традиционно привлекала и первых лиц государства, и многочисленных иностранных гостей. И Тагил на несколько дней в году был в мейнстриме политической информационной повестки. Сейчас этого не будет. С точки зрения имиджа, и город, и регион, конечно, потеряли достаточно много. Нужно здесь понимать и разделять политику и экономику, так как политические потери выше, чем экономические. Я эти потери неразрывно связываю с имиджем. Точка притяжения для всевозможных элит – это так или иначе политическое действие. Если раз в году премьер или вице-премьер приезжали, это было событием не только для города, но и для всего региона. Меньше поводов для визитов элиты – меньше, честно говоря, внимания к самому региону и городу. Мир на месте не стоит, и все эти различные пертурбации, в том числе связанные со сменой собственников на УВЗ, управляющих команд, безусловно, прямо воздействуют на ситуацию в регионе, в том числе принятие решений по выставке. Ничего непоправимого, ничего страшного не произошло, но Тагил лишился одной из своих фишек фирменных, многолетних, благодаря которой он, может быть, отчасти и стал Тагилом, который все знают. Будем надеяться, что Тагил чем-нибудь другим теперь нас будет удивлять».Александр Маслов, спикер Нижнетагильской гордумы:
«Это имиджевый проект не только Нижнего Тагила, но и всей Свердловской области, благодаря которому наш город стал известен даже не на всю страну, а во всём мире. Иностранные специалисты десятков стран не один год сюда ездили. RAE – это хорошая реклама отечественного военно-промышленного комплекса, в том числе продукции тагильских оружейников: танков, которые мы производим, оружия ближнего боя (гранатомётов, ракет), изготовленного химзаводом "Планта". Я думаю, после переноса экспортный потенциал будет снижен.Если говорить более приземлённо, то выставка вооружений – это тысячи людей, которые приезжали в Тагил и оставляли здесь свои деньги, этакий военно-промышленный туризм. Её перенос отразится на финансировании города. Мы перед каждой крупной выставкой вооружений мы получали деньги на улучшение качества дорог в городе, в первую очередь той, что ведёт к Нижнетагильскому институту испытания металлов. За 17 лет нам выделили сотни миллионов рублей, потому что статус этой выставки был сильным аргументом для того, чтобы рассчитывать на серьёзные вливания из областного и федерального бюджетов. Легче было обосновывать строительство новой набережной, Театрального сквера, фонтана, реконструкцию драмтеатра и так далее. Выставка международного масштаба в любом случае привлекала внимание федеральных чиновников, они хотели, чтобы город, где такое мероприятие проводится, смотрелся достойно и красиво. Наверняка теперь Тагилу сложнее будет попадать в какие-то федеральные целевые программы по финансированию и не только».
Николай Чмель, замгендиректора «УБТ-Уралвагонзавод», руководитель проекта строительства гостиницы Park Inn:
«На Park Inn перенос RAE не отразится вообще никак. Все три-четыре дня, которые шла выставка, даже при стопроцентной занятости… В годовом объёме реализации это смешная цифра. Загрузка гостиницы в любом случае есть, но нельзя какие-то огромные цифры сейчас называть, потому что кризис сказался и на двух градообразующих предприятиях Тагила. Когда мы планировали в 2012 году загрузку, она была ориентирована на развитие этих двух предприятий. Сейчас для всех ситуация сложная, но Park Inn денег сам никогда не просит, выживает своими силами и средствами и не планирует скатываться вниз до уровня какой-то несетевой гостиницы. Сегодня практически все спортивные гости приезжают к нам. Ну и развиваем бизнес-туризм, проведение конференций сейчас очень востребовано, поэтому конференц-залы у нас постоянно заняты. 50 процентов выручки мы получаем от проживания, ещё 50 процентов – от проведения конференций и других мероприятий».Павел Аксёнов, корреспондент Русской службы «Би-би-си»:
«От переноса в Москву выставка не станет лучше и интереснее, не станет она и хуже, она просто рано или поздно растворится в салоне "Армия". Гораздо проще выделить "Уралвагонзаводу" большой павильон и открытую площадку в рамках национальной экспозиции (что уже сделано), чем тратить деньги на организацию отдельной выставки, пусть даже на созданной в Нижнем Тагиле площадке.Однако за более чем десятилетнюю историю Russia Arms Expo уже заработала репутацию главного салона сухопутных вооружений в России, поскольку УВЗ постепенно становится ведущим российским концерном в этой области. Кроме того, у выставки прочная репутация "салона для специалистов", она широко известна на международном уровне.
Безусловно, эта репутация идёт на пользу Нижнему Тагилу и всему региону, привлекает к нему внимание. Вряд ли RAE сможет сама по себе привлекать туристов, но то, что она уже является частью имиджа города, – это факт. Наконец, для выставки в Нижнем Тагиле уже существует площадка, ангары, полигон, в которые вложены деньги. Поэтому для всего региона она играет очень большую положительную роль».
Константин Захаров, замглавы администрации Нижнего Тагила по горхозяйству и строительству:
«Если говорить про дорогу, которая ведёт на полигон НТИИМ, то здесь я не вижу никаких проблем, тем более что площадь и протяжённость этой дороги невелика. Если говорить о том, что ежегодно в рамках подготовки к выставке вообще на инфраструктуру города обращали внимание, то да, наверное, нам было легче аргументировать необходимость выделения дополнительных средств тем, что дороги необходимо приводить к нормативному эксплуатационному состоянию. Но вообще-то, дороги и Нижнего Тагила, и регионального значения, если мы говорим про участок от Екатеринбурга до Тагила, регламентируются правилами другими. Поэтому если бы методики, разработанные Минтраспорта РФ при утверждении бюджетов местного, регионального уровней выдерживались и эти денежные средства были доведены, то, я думаю, мы в меньшей степени использовали бы подобные мероприятия в качестве аргументов для выделения денежных средств больше, чем другим муниципалитетам. К сожалению, такая практика сегодня присутствует в регионе, но я её считаю неправильной».Алексей Хлопотов, независимый военный эксперт, руководитель проекта «Танкопедия»:
«Я пришёл работать инженером в НТИИМ в феврале 1999 года, ушёл в октябре 2002 года с должности начальника финансового отдела, поэтому всё развитие этой выставки прошло при мне. Проведение выставки положительным образом отразилось на реализации индийского контракта на танки. Если бы этого контракта не было, можно было бы ставить крест на всём нашем танкостроении и неизвестно, осталась бы Россия независимой в этом случае. Выставка вытащила паровозом всё наше оборонное машиностроение, и здесь речь идёт не только об УВЗ.Выставка вполне рентабельна. Её организация и проведение обходятся примерно в 500 миллионов рублей, УВЗ тратит 350 миллионов рублей, но это не такие большие деньги для предприятия. Если мы это переведём на продаваемые корпорацией танки, то это 2,5 танка экспортной стоимости. То есть если благодаря участию в этой выставке "Уралвагонзавод" продаст хотя бы десять танков…
И тут такая ситуация. Это всё, безусловно, аукнется самому "Уралвагонзаводу", хоть и не сразу. Меня больше всего возмутило то, как и кем было заявлено о переносе. Об этом Потапов мог сообщить. Есть у нас господин Холманских, выходец с УВЗ, который, услышав интервью Мантурова, тут же должен был снять трубку, жёлтую вертушечку, и сказать: "Владимир Владимирович, тут министр говорит какую-то чушь несусветную, разберитесь, пожалуйста". Он этого не сделал. Сейчас говорят, что это не его функции, а какие тогда вообще его функции? Господин Носов опять же заявляет, что знал про перенос выставки, но молчал и ничего не делал. Только за эти его слова, сказанные тагильчанам, в ответ ему в лицо тоже, наверное, должно было что-то прилететь».
Агентство новостей «Между строк»