ZTZ-96B - заявка на победу.

Китайцы сконструировали танк специально для участия в "Танковом биатлоне".
    Итак, в Алабино прибыл эшелон, на платформах которого гордо красуются пять новеньких китайских танков, которые с легкой руки экспертов Jane`s стали именоваться ZTZ-96B или  Type-96B. На самом деле, подлинное их наименование не знает никто, ну разве что сами китайские военные. 
    Первые фотографии этих машин, слитые в Интернет перед их отправкой в Россию понаделали много шума в прессе. Можно не сомневаться - то был вполне контролируемый слив. В Китае вообще ничего не делается просто так, и государство держит под очень жестким контролем все медиапространство. Представляется, что целей у такого слива было две. 
     Первая - дезинформация, а вторая - запугивание соперников. Так первоначально заявлялось, что данные танки начали поступать на вооружение НОАК и проводят учебные стрельбы где-то в Синьцзяне. Типа, к предстоящим соревнованиям они никакого отношения не имеют, являются обычными боевыми машинами. 

    Второй момент - ряд фото демонстрировали явно существенно возросшую динамику машин. Ряд экспертов заговорили о том, что мощность их силовой установки составляет 1200-1300 л.с. Учитывая, что на серийных танках Российской Федерации самый мощный дизель имеет мощность всего 1130 л.с., это выглядит весьма серьезно. Правда, у нас есть еще турбинные Т-80У, но... эти машины тяжелее на 2-2,5 тонны танков Т-72Б3 - основных танков Российской Армии и регулярных участников биатлона. Еще один недостаток - устаревшее СУО. На модернизированных Т-72 - СУО обновлено кардинально, а вот на том небольшом количестве модернизированных Т-80, что имеется у нас в войсках (Т-80УЕ и Т-80УА в основном на хранении), обновлен только ночной канал, да и то, установленный там тепловизионный прицел "Плисса" уже сложно назвать современным. Есть и еще одна не афишируемая причина того, что Т-80У и его модификации не выставляются для участия в биатлоне. Дело в том, что когда в соревнованиях сезона 2014 года согласились поучаствовать американцы на своих "Абрамсах", оснащенных 1500-сильной ГТД, в Российском МО народ малость струхнул - не секрет, что в "Танковом биатлоне", по замыслу устроителей, должна побеждать только и исключительно российская команда. По этому, загодя на биатлонной трассе были проведены сравнительные испытания Т-80У с ГТД-1250, имеющей режим кратковременного форсирования до 1400л.с. и модернизированного танка Т-72Б с дизелем В-92С2 мощностью 1000л.с. В условиях существующей трассы, обе машины пришли в ноздря-ноздрю, показав практически одинаковое время. Была разница не то в секунды, не то в десятые доли секунды в пользу Т-72. То есть, дизель меньшей мощности, обеспечил танку такую же подвижность как и более мощная турбина. Это успокоило устроителей соревнований. Ну, а потом, из-за кризиса на Украине, было свернуто все ВТС с НАТО - участие американцев автоматически было исключено. 
   Тем не менее, для подстраховки, Россия выставила специально подготовленные к биатлону танки - Т-72Б3 "с дополнительными опциями" - так они назывались официально. На практике, это был один из вариантов более продвинутой модернизации, который УВЗ сватало МО, а биатлон должен был послужить целям рекламы. По этой причине, "уралвагонзаводцы" опекали данные машины и их экипажи с самого начала. Прямо на заводе было устроено их обучение, как в войну, экипажи участвовали в сборке, на заводском полигоне и на соседнем артиллерийском полигоне их  дрессировали в стрельбах, заводчане занимались обслуживанием, диагностикой и настройкой систем танков. Самое интересное, что состав экипажей был определен заранее, еще до окружных финалов! Таким образом, Модернизированный Т-72Б3 с дополнительными опциями был самым настоящим специально созданным "биатлонным" танком. Правда, это всячески маскировалось, так сказать, чтоб соблюсти видимость некой честности. Заявлялось, что машина поставляется в войска - точь-в- точь как в этом году сделали китайцы. Показали ее на выставке в Минске как предложение на экспорт (хотя тот же панорамный прицел до сих пор является не то что бы совсем секретным, но по крайней мере не афишируемым - на выставке в Нижнем Тагиле он простоял на стенде под чужой табличкой всего один день, после чего был убран). В прессе, за не именем удобоваримого наименования, этот танк стали условно называть Т-72Б3М или Т-72Б4 - последнее от заводского индекса - "изделие 184-4". Та  же катавасия с наименгованием сейчас и у китайцев. А основная особенность, кроме совсем не нужной на биатлоне командирской панорамы, заключалась в установке на Т-72Б3М двигателя В-92С2Ф (он же В-93) мощность. как раз те самые максимальные 1130 л.с. С ним, при массе в 44 тонны, танк имел просто отличную удельную характеристику: - 25,7л.с./т. Больше только у Т-80У - 26,9, но как мы знаем, "Ушке" это не помогло. И знаете почему? Потому что трасса биатлона была специально спроектирована заточенной под дизельные танки. ГТД долго раскручивается, а потому не любит резких разгонов и торможений - машина с турбиной летит ласточкой на длинных прямых участках. А вот короткие участки со множеством поворотов и препятствий - удел машин с дизелями. Особенно дизелями с приводными нагнетателями. К стати, это обстоятельство, предопределило неплохие результаты команд, выступавших на обычных Т-72Б с двигателем В-84М (840л.с.), на которых вместо турбонаддува стоял ПНЦ.  Китайцы тогда привезли вполне обычные войсковые ZTZ-96A, ну разве что ДЗ не снаряжали. Естественно, имея двигатель 780 л.с. , эти машины отставали от российских более чем на круг. По большому счету, китайцы тогда соревнования продули вчистую. Но по политическим причинам, так оскорбить "союзника" было невозможно. По этому устроители мероприятия несколько подыграли - натянули и за счет этапа по физподготовке экипажей, китайцы тогда таки заняли 3 место. Но по своей природе, китайцы очень не любят проигрывать. К проигрышам они относятся очень болезненно. Кроме того, считая себя "наимудрейшей и наиумнейшей" нацией, они не воспринимают чужие советы и ненавидят поучения. По-этому они предприняли массу усилий для того что бы улучшить результаты в будущем. 
   Тут стоит отступить в сторону что бы сказать пару слов о самих соревнованиях. Официальная пропаганда у нас преподносит их как некий новаторский и даже инновационный подход к боевой учебе. На самом деле, к реальной боеготовности они имеют весьма слабое отношение. "Танковый биатлон" - это прежде всего политический пиар и инструмент сколачивания пророссийского военного блока. У нас это особо и не скрывают, считая наш биатлон "наследником" НАТОвского "Canadian Army Trophy", проходившего в Западной Германии с 1963 по 1991 год. Однако, фишка в том, что "Кубок канадской армии" ушел в прошлое вместе с "Холодной войной". Спрашивается, зачем Россия, начала нагнетать новую напряженность, разжигать  миллитаристическую и псевдопатриотическую истерию? Реально, нам в военном плане, никто не угрожает! Европе выгодно делать с нами бизнес - для них мы большой рынок. Америка, сколько бы не метала гром и молнии (политика, раздел интересов, экономическая конкуренция - этого никто не отменял), но к самоубийству так же не склонна. Война с США - это гарантированное взаимное ядерное уничтожение. Кто бы что ни говорил, а война с применением обычных средств поражения с США невозможно хотя бы потому, что у нас нет общих границ. Ну в самом деле, не будет же США высаживать десант из "Абрамсов" на Чукотке... это просто смешно! В Европе, страны Балтии являются естественным буфером. Даже если Штаты и перебросят туда сколько-нибудь значительные силы, они не смогут вести наступательные операции в силу логистических проблем и превосходства России в воздухе в т.ч. за счет средств ПВО. Так что американо-НАТОвская угроза, по моему мнению, не более чем миф! Но, после того, как Россия начала бряцать оружием, в т.ч. и на "спортивном" поприще, НАТО было просто вынуждено адекватно ответить. В результате, в Европе так же возобновились военно-танковые соревнования. В этом году там прошли Strong Europe Tank Chellenge, а затем крупнейшие с 1989 года ученья "Anakonda-2016". Еще раз замечу, данные мероприятия - это только ответ на наши "внезапные проверки" и "биатлон".  Причем ответ боле продуманный и отвечающий целям улучшения боевой подготовки. Для этого достаточно сравнить правила проведения соревнований, их регламент. Если у нас все нацелено на создание красивого шоу и PR-эффект, то у них это проверка реального уровня подготовки. Самое интересное, что для победы в нашем биатлоне, экипажи просто вынуждены идти на нарушения правил и инструкций по эксплуатации техники. Отсюда травмы людей и поломки техники. Так, два танка Т-72Б3М, после биатлона пришлось фактически списать. Ныне они находятся на ЦБХРТ "Буй" в ожидании определения своей участи. Остальные - порядка десятка - Т-72Б3М, так же не используются - стоят на консервации в Таманской дивизии. 
    Возвращаясь к китайцам - они быстро сделали вывод из соревнований 2014 года и на следующие приехали уже более подготовленными. Использование в 2014 году Россией специально подготовленных танков, создало прецедент. В 2015 году Китай выставил так же выставил танки, адаптированные к условиям  соревнований. Об этом я уже писал в статье "Танк для биатлона", вышедшей в журнале "Техника и вооружение" №1 за этот, 2016 год.   
    Особенностью танков ZTZ-96A, выступавших в 2015 году стало их тотальное облегчение в купе с увеличением мощности силовой установки. То есть, они пошли по пути увеличения удельной мощности танка. Не секрет, что наши российские боевые машины  в ходе модернизаций регулярно прибавляют в весе. Так, если модернизированный Т-72Б пока  удается удерживать в параметрах 44 тонны (+ 2-3%), и то, только за счет того, что не проводятся никакие мероприятия по усилению бронезащиты, то модернизированный Т-90, потяжелел с 46 до 48-49 тонн, а новейший Т-14 в полной комплектации вытягивает около 53-55 тонн. Системных мероприятий по оптимизации массы, по облегчению машин у нас не проводится! Китайцы же решились на это, пусть пока только в "спортивных" целях. Кроме того, в 2015 году у них уже стоял 1000-сильный дизель. Это при том, что базовая машина - ZTZ-96A, судя по грузовым маркам, засветившимся на ЖД-платформах при транспортировке, имела массу 42 тонны. На сколько ее удалось снизить - не известно. Могу лишь дать свой оценочный прогноз - около 39 тонн. Что даёт удельный показатель - около 25,6 л.с./т - почти как у Т-72Б3М годом ранее. Не удивительно, что в 2015 году китайский танк на биатлоне "полетел". А у наших военных, что называется, "потекло по ляшкам". "Списав" Т-72Б3М, на прошлогодние соревнования российская сторона всем участникам, ну кроме Китая, выдала одинаковые стандартные Т-72Б3. Так сказать, исправилась, в плане "честности". Хотя, конечно, это было не обязательно, т.к. каждый участник по правилам может выступать на том, чем хочет, на том, что стоит у него на вооружении. Тут, как мне кажется, бОльшую роль сыграла не "честность", а желание прорекламировать модернизацию Т-72 - ведь такие танки, только устаревших моделей, находятся на вооружении практически всех стран участников, включая Кувейт. Активная поддержка соревнований "Уралвагонзаводом" уже сказалась - предприятию удалось заключить новые контракты на модернизацию с МО РФ, теперь нужно дожимать экспортное направление.  
   Чего я утаил и не стал писать в статье про "биатлонный танк", так это один интересный факт, который не учли китайцы при подготовке машин, и который, в итоге, позволил русским танкистам не осрамиться (необходимо признать, что не смотря на отрыв от реалий жизни, биатлон все же выявил очень низкий уровень подготовки наших экипажей) - у переоблегченных китайских машин, в результате появившихся значительных динамических перегрузок, стала в прогрессирующем темпе слетать юстировка приборов, главным образом прицелов. Поэтому, они вначале соревнований стреляли превосходно, а потом стали все больше и больше мазать. Устранить проблему на месте тогда не удалось. Необходимо было принимать меры конструктивного характера. Скорее всего, они уже решены на тех пяти машинах, ныне разгрузившихся в Алабино - иначе китайцы не были бы китайцами. 
    Поскольку дальше облегчать свои машины (кстати некий гибрид между Т-55, Т-72 и Т-80) им было особо некуда, на этот раз, они повысили их подвижность за счет установки более мощного двигателя. Какого - доподлинно не известно. Однако, судя по конструкции МТО, и в частности кормового листа - это что-то, имеющее немецкие корни. Возможно MB-871 мощностью 1500л.с., как на танке ZTZ-99, но скорей всего, что-то полегче. 
Судя по конструкции МТО, можно уверенно сказать, что двигатель, установленный на ZTZ-96B серьезно форсирован по наддуву. Такому двигателю нужно больше воздуха и, соответственно, нужна более эффективная система воздухоочистки. Именно это мы наблюдаем на танке. В корзинах на башне установлены дефлекторы ВЗУ - воздухо-заборных устройств, соединенных гибкой гофрой с входными окнами двух воздухоочистителей. Напомню, что на российских танках типа Т-72/Т-90 воздухоочиститель один, а воздухозаборное окно имеет весьма небольшие размеры. Тут, у китайцев, их не только две штуки, но и видно, что они имеют значительно большую площадь. При повышении степени наддува, резко возрастает теплоотдача в воду и масло. Теперь у ZTZ-96B крыша МТО - это сплошная решетка над радиаторами, фронтальная поверхность которых значительно увеличена. Для прокачки через них охлаждающего воздуха в кормовой части установлены два вентилятора системы охлаждения. Такое решение резко повышает эффективность системы. Именно такое решение было применено на наших опытных танках "объект 187",  "объект 195" и даже на Т-14 "Армата". 
МТО ZTZ-96B практически копирует решения по МТО этих русских машин. Как и на них, у нового китайца выхлоп двигателя разнесен побортно и перенаправлен в корму. Вероятно, как и у нас, на выходе газы проходят через теплообменник-охладитель.  Но есть и отличие, вызванное, вероятно, немецким происхождением двигателя - огромное выпускное окно, прикрытое решеткой в кормовом листе. Это сделано для уменьшения сопротивления на выходе. Конечно, такие решения не способствуют росту боевой устойчивости машины - с практически полностью разбронированной кормой много не повоюешь, но такие решения вполне можно использовать для достижения "спортивных" результатов, под что, собственно и затачивалась конструкция данного танка. С учетом опыта предыдущих выступлений на биатлоне, китайцы доработали ходовую часть - применили проверенные в прошлом году облегченные опорные катки, обули танк в новые гусеницы (ранее с гусеницей у них были большие проблемы), переделали крепление ленивца, доработали и отрегулировали подвеску. 
За счет установки нового двигателя и систем, танк явно потяжелел, но, опять же с учетом предыдущего облегчения, он, как представляется, не вышел по массе за пределы 44-45 тонн, что с учетом двигателя в 1200-1300, а может и все 1500 л.с. делает его опасным конкурентом. Более того, с такой машиной, у китайцев есть все шансы стать фаворитами "Танкового биатлона-2016".  Вот интересно, при наличие такого соперника, решаться ли наши танкисты выступать в этом году на стандартных Т-72Б3, или выведут из ангаров и стряхнут пыль с Т-72Б3М?

Blogger
Disqus

Комментариев нет