«Удар» роботом с 4000 метров: каким будет БМП-3 будущего
Искусство воевать подвластно лишь человеку. Это утверждение было справедливо еще каких-то 15-20 лет назад. Век двадцать первый с его стремительным развитием вычислительной техники, умными программами и сложными устройствами, способностей которых хватит, чтобы исключить гибель личного состава из уравнения войны, делает искусство войны доступным для боевых машин, способных не просто выполнять команды экипажа, но и вовсе обходиться без него.
Огонь без экипажа
Использованию боевых машин без экипажа всегда уделялось повышенное внимание - такая техника вполне могла бы эвакуировать раненых с поля боя, доставить боеприпасы, провести разведку и скорректировать огонь, обеспечить связь, поставить помехи и многое другое. Несмотря на множество идей по использованию подобной техники, основной задачей боевых машин без экипажа была и остается огневая поддержка сухопутных войск.
О разработках в области высокоавтоматизированной техники в СССР известно немного - эксперты поясняют, что высокий уровень секретности не позволял глубоко изучать это направление, но отдельные, вполне жизнеспособные, решения в этой области существовали десятилетия назад.
«По большей части работа велась над счетно-решающими устройствами, позволяющими обеспечивать дистанционное управление машиной, а также велись работы над алгоритмами автономной работы машины. Вооружением занимались все те же профильные КБ, которые в момент готовности "автомата" для боевой машины должны были решить, какое именно средство поражения использовать», - поясняет программист, кандидат математических наук Леонид Асланян.
В конце 80-х и начале 90-х тему автоматизации боевых машин отечественные «оборонщики» почти забросили - убрали наработки «в стол», наблюдая за непростыми социально-политические изменениями собственной страны. Зарубежные коллеги в свою очередь времени старались не терять - компания BAE Systems, начиная с 90-х годов, активно разрабатывала боевую машину, управлять которой можно было дистанционно. «Черный рыцарь» с кучей датчиков, частично построенный на базе БПМ М-2 «Брэдли», в начале двухтысячных даже продемонстрировали публике, но на этом история новинки практически закончилась - на стадии полигонных испытаний стало понятно, что вопрос с выживаемостью машины на поле боя кардинально решить не получается, и тему с беспилотной системой решили «прикрыть».
Научно-исследовательские работы в области создания сначала дистанционной, а затем и роботизированной боевой машины для сухопутных войск во всем мире считали невозможной для реализации, пока российские военные специалисты не представили публике «Удар».
Реализация задуманного
Боевая машина «Удар» на шасси БМП-3, снимки которой осенью 2015 года попали в Сеть, является не чем иным, как продолжением работ по созданию высокоподвижной безэкипажной боевой машины. Несмотря на то, что базой для «Удара» послужила БМП-3, способная, помимо прочего, перевозить десант, у боевой дистанционно управляемой машины совершенно иное предназначение.
«На первом этапе разработчики стараются построить боевую машину, которая будет двигаться спереди боевой линии и проводить разведку боем», - поясняет полковник запаса, член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский.
По словам эксперта, даже на стадии первых шагов в области создания наземной дистанционно управляемой боевой техники разработчикам приходится учитывать массу нетипичных для наземной беспилотной техники задач. Во-первых, оператор такой машины должен обеспечивать надлежащий контроль комплекса и научиться управлять вооружением, да и всей машиной в целом, с учетом возможностей противника по применению средств радиоэлектронной борьбы.
Во-вторых, следует помнить о том, что способ управления боевой машиной, который применяется, например, для управления боевыми БПЛА, в условиях интенсивного боя на земле крайне трудно реализовать.
«Неоднородность среды, в которой действует боевая машина на два порядка выше, чем в воздухе. К тому же, если наложить на географические особенности местности еще и боевую обстановку, то использовать такую машину становится на четыре порядка сложнее, чем любой беспилотный летательный аппарат», - пояснил Мураховский.
Электронная гашетка
Вооружение «Удара» классическое и передовое одновременно. Собранные в единый боевой модуль «Бумеранг-БМ» 30-мм пушка 2А42 с дальностью стрельбы до 4-х тысяч метров и противотанковые комплексы «Корнет» с дальностью стрельбы до 10 тысяч метров обеспечивают надежное поражение противника в любых, даже самых сложных условиях. За прицеливание и навигацию отвечает сложный оптико-электронный комплекс, интегрированный в современную систему управления огнем.
Применение такой системы позволяет обеспечивать надежное поражение захваченной в прицел цели из любого положения - стабилизация боевого модуля дает возможность вести огонь даже во время движения вперед или назад или лихого спринта по пересеченной местности. Защищается боевая машина новейшим комплексом активной защиты «Арена-Э» и блоками динамической защиты, которые можно без особого труда смонтировать на корпус. Дистанционно управляемая боевая машина, несмотря на уже внедренные решения по части вооружения и защиты, как отмечают специалисты, лишь начало большого пути. Специалисты ВНИИ «Сигнал», помимо дистанционно управляемой машины, активно работают над созданием полностью автономного робототехнического комплекса на базе БМП-3. Генеральный директор ВНИИ «Сигнал» Владимир Шашок в одном из интервью пояснил, что коллективом предприятия разрабатывается специальная система, управляющая всеми узлами и блоками боевой машины.
Чтобы понять всю сложность выполняемой коллективом ВНИИ «Сигнал» работы, нужно напрямую сравнить роботизированную БМП-3 с такой же машиной, внутри которой будет находиться опытный экипаж. Эксперты поясняют, что на выживаемость машины на поле боя влияет множество факторов, в числе которых находится и ситуационная осведомленность.
Оперативность, с которой экипаж принимает решения на поле боя, всегда волновала военных специалистов, и вопрос внедрения алгоритмов, по которым боевая машина принимает то или иное решение, остро стоит и сейчас.
«Экипажи боевых машин всегда были способны принимать неформализуемую информацию в ходе боя и осуществлять молниеносное принятие решений. Машины всегда в этом смысле существенно уступали людям», - поясняет военный эксперт Виктор Мураховский.
В этом смысле реализованная в машине система управления будет напрямую конкурировать с экипажем - моментально оценивать боевую обстановку и за тысячные доли секунды выбирать способ противодействия для любой угрозы. Военные специалисты отмечают, что «Удар» не случайно собрали воедино именно на базе БМП-3. Удачное шасси, высокая подвижность и проходимость в сумме с хорошим бронированием, комплексом активной защиты и блоком вооружения превратил боевую машину в «большого игрока» любой наземной операции.
«Одна из ключевых составляющих этого комплекса - боевая устойчивость. Это как раз то качество, которого лишены многие боевые роботизированные комплексы. Бронирование позволяет выдерживать попадания в лоб 30-мм снарядом, а комплекс активной защиты сможет защищать машину от обстрела противотанковыми гранатометами и ПТРК. Такая защита - это качественно новый подход к решению проблемы выживаемости машины на поле боя», - поясняет независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.
Прорыв, случившийся в робототехнике и системах управления, который хорошо виден на примере высокоподвижного автоматизированного комплекса «Удар», случился не вчера и даже не позавчера.
В сентябре 2013 года в рамках выставки вооружений Russian Expo Arms проходила конференция, на которой были заслушаны сразу несколько докладов о состоянии дел в сфере автоматизации и внедрения роботизированных комплексов в технику сухопутных войск. Иностранные наблюдатели не верили своим глазам и ушам - возможность какого-либо технологического рывка в этой области от России давно никто не ожидал. Однако в тот самый момент, пока докладчики зачитывали зарубежным гостям информацию относительно средств, исключающих гибель экипажа на передней кромке поля боя, образцы передовой техники уже были изготовлены, испытаны и готовились к «выходу в свет».
Эксперты отмечают, что роботизированный комплекс на базе БМП-3 не просто скорректирует некоторые правила использования бронетехники, но и вполне способен их переписать. По своей сути «Удар» на базе БМП-3 - это современный разведчик, способный действовать в любую погоду и время суток с полной автономностью, поражать технику и объекты противника и при этом соблюдать режим полного радиомолчания. О войсковых испытаниях и принятии на вооружение подобной техники говорить пока преждевременно - уж слишком велик объем работы, которую предстоит проделать, однако сам факт реализации подобной программы в отечественном ВПК говорит о том, что массовая «роботизация» российской военной техники возможна уже в ближайшем будущем.
Автор: Дмитрий Юров