Опыт боевого применения автомобильных бомб
В специальном номере журнала "Экспорт вооружений" опубликована статья Антона Лаврова "Автомобильные бомбы: опыт боевого применения". Наш блог приводит сокращенный вариант данного материала, с полной версией можно ознакомиться на сайте "Перископ.2".
Заминированные автомобили, управляемые смертниками (автобомбы, «шахидмобили», car bomb, SVBIED), не являются изобретением новейшего времени. Но современная война с «Исламским государством» (ИГ) в Ираке и Сирии вывела их применение террористами на совершенно не виданный до того уровень. Сейчас это «высокоточное оружие для бедных», террористический эквивалент «умных» авиабомб и ракет, применяемый массово и доставляющий множество проблем даже хорошо вооруженным противникам.
Автобомбы до ИГ
Использование припаркованных заминированных автомобилей для терактов давнее явление. Такая тактика регулярно применялась в том числе в Европе различными террористическими и радикальными движениями. Достаточно вспомнить такие страны, как Испания или Великобритания.
Но практика использования совместно заминированных автомобилей и водителей-смертников сравнительно нова. Она практически не встречалась на протяжении всей холодной войны. Первый случай кампании использования заминированных автомобилей со смертниками за рулем относится к гражданской войне в Ливане. Целями атак были военные объекты правительственной армии, Израиля и других иностранных сил. Крупнейшим стало нападение 23 октября 1983 г., когда заминированные автомобили со смертниками одновременно атаковали базу морской пехоты США (241 погибший) и ВДВ Франции (58 погибших). Это привело к выводу из Ливана международных сил и отводу израильских баз из крупных населенных пунктов. Таким образом, были достигнуты серьезные стратегические результаты, что показало эффективность тактики применения автобомб[1].
Все так же "мосульские" изделия ИГ (с) theguardian.com
Вдохновленное этим успехом, тактику смертников на автомобилях переняло движение «Тигры освобождения Тамил-Илама» на Шри-Ланке. Они использовали их как в терактах, направленных против гражданских объектов, так и против правительственных сил. По всей видимости, именно им принадлежит первенство в использовании автобомб как тактического оружия в регулярных боевых действиях. С ударов заминированными машинами под управлением смертников начинались атаки на некоторые базы правительственных сил Шри-Ланки.
С 1994 г. подрывы смертников на автобомбах у израильских военных и гражданских целей взяли на вооружение палестинские группировки, включая «Хамас». Единичные подобные атаки были отмечены также в Турции, Кувейте, Иордании, Аргентине. Но суммарная интенсивность их применения не превышала нескольких случаев в год[2].
Террористическая группировка «Аль-Каида» в 1998 г. громко заявила о себе одновременными ударами грузовиков со смертниками по посольствам США в Кении и Танзании. В этом крупнейшем теракте погибли более 200 и были ранены тысячи местных жителей[3].
Заминированные автомобили, управляемые смертниками (автобомбы, «шахидмобили», car bomb, SVBIED), не являются изобретением новейшего времени. Но современная война с «Исламским государством» (ИГ) в Ираке и Сирии вывела их применение террористами на совершенно не виданный до того уровень. Сейчас это «высокоточное оружие для бедных», террористический эквивалент «умных» авиабомб и ракет, применяемый массово и доставляющий множество проблем даже хорошо вооруженным противникам.
Распространение влияния ИГ и прочих экстремистских исламистских группировок на другие регионы и страны может привести к тому, что заминированные автомобили со смертниками будут использоваться все чаще. Это требует изучения опыта противодействия им, накопленного в Ираке и Сирии.
Автобомбы до ИГ
Использование припаркованных заминированных автомобилей для терактов давнее явление. Такая тактика регулярно применялась в том числе в Европе различными террористическими и радикальными движениями. Достаточно вспомнить такие страны, как Испания или Великобритания.
Но практика использования совместно заминированных автомобилей и водителей-смертников сравнительно нова. Она практически не встречалась на протяжении всей холодной войны. Первый случай кампании использования заминированных автомобилей со смертниками за рулем относится к гражданской войне в Ливане. Целями атак были военные объекты правительственной армии, Израиля и других иностранных сил. Крупнейшим стало нападение 23 октября 1983 г., когда заминированные автомобили со смертниками одновременно атаковали базу морской пехоты США (241 погибший) и ВДВ Франции (58 погибших). Это привело к выводу из Ливана международных сил и отводу израильских баз из крупных населенных пунктов. Таким образом, были достигнуты серьезные стратегические результаты, что показало эффективность тактики применения автобомб[1].
Все так же "мосульские" изделия ИГ (с) theguardian.com
Вдохновленное этим успехом, тактику смертников на автомобилях переняло движение «Тигры освобождения Тамил-Илама» на Шри-Ланке. Они использовали их как в терактах, направленных против гражданских объектов, так и против правительственных сил. По всей видимости, именно им принадлежит первенство в использовании автобомб как тактического оружия в регулярных боевых действиях. С ударов заминированными машинами под управлением смертников начинались атаки на некоторые базы правительственных сил Шри-Ланки.
С 1994 г. подрывы смертников на автобомбах у израильских военных и гражданских целей взяли на вооружение палестинские группировки, включая «Хамас». Единичные подобные атаки были отмечены также в Турции, Кувейте, Иордании, Аргентине. Но суммарная интенсивность их применения не превышала нескольких случаев в год[2].
Террористическая группировка «Аль-Каида» в 1998 г. громко заявила о себе одновременными ударами грузовиков со смертниками по посольствам США в Кении и Танзании. В этом крупнейшем теракте погибли более 200 и были ранены тысячи местных жителей[3].