Вернуть в исходное
Почему перенос выставки Russia Arms Expo в Подмосковье — ошибка
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
В конце марта 2017 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что уральская выставка вооружений Russia Arms Expo переезжает в Подмосковье. Это решение раскритиковали ведущие отечественные военные эксперты, а бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель намерен отстаивать RAE в исходном виде.
Тагильское шоу
В середине 1990-х годов уральские производители вооружений и военной техники предложили создать «сухопутный» военный салон — по аналогии с подмосковным аэрокосмическим МАКСом. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель поддержал инициативу. Первая выставка в Нижнем Тагиле состоялась летом 1999 года. После второй, в 2000-м, выставка проводилась раз в два года, с 2011-го — по нечетным годам.RAE-2011 совместили с 75-летием Уралвагонзавода. Это было событие международного масштаба. Особое впечатление произвел огромный полигон «Старатель»: демонстрировать учебный бой целых подразделений не могли нигде, кроме Нижнего Тагила.
Главная задача RAE — продвижение отечественной сухопутной техники, и выставка в этом преуспела. В том, что самый продаваемый в мире танк последних двадцати лет — уральский Т-90, немалая заслуга нижнетагильского салона.
Кроме того, выставка была призвана способствовать региональному развитию. Так и вышло. Нижний Тагил соединила с Екатеринбургом отличная дорога, гости и участники RAE заметно повысили доходы от туризма. Для местных жителей, как правило, связанных с оборонкой либо лично, либо через родственников и друзей, выставка была ярким свидетельством значимости их работы и высокого статуса их города и региона в общегосударственном масштабе. От выставки к выставке открывались новые рестораны и отели, это сказывалось на всей экономике региона — туристы поехали сюда и вне рамок RAE.
Перенос выставки с Урала наносит вполне подсчитываемый финансовый ущерб региону. Бюджет RAE-2015 оценивается в 500 миллионов рублей, из которых 350 миллионов вложил «Уралвагонзавод». основной организатор мероприятия. Это достаточно скромные затраты — цена пары танков, а «Уралвагонзавод» экспортирует их многими десятками единиц ежегодно.
Доход куда выше: по имеющейся информации, объем контрактов, заключенных на RAE-2013, составил 14 миллиардов рублей, на RAE-2015 было еще больше.
За прошедшие 11 выставок RAE обзавелась традициями (включая пушечный выстрел при открытии), почитателями, традиционными экспонентами и репутацией одного из самых деловых мероприятий отечественной оборонки. В рамках салона проводятся многочисленные конференции и семинары по различным проблемам развития современной военной техники.
«Все в дом»
За свою историю Russia Arms Expo успешно отбила несколько попыток оспорить ее лидерство. Наиболее серьезно выглядела московская выставка вооружений сухопутных войск (МВСВ), но довольно быстро сошла на нет, фактически влившись в полицейский салон «Интерполитех». Проблемой была невозможность живой демонстрации техники — желающих ехать от ВВЦ на загородный полигон по загруженным Щелковскому или Горьковскому шоссе находилось немного.В 2015 году в Подмосковье по решению Минобороны открылся парк «Патриот». Только в 2015 году на него было израсходовано свыше 20 миллиардов рублей. «Патриоту», прозванному отечественными военными экспертами «объектом стратегического развлечения», срочно требовалось содержательное наполнение. В июле 2015 года министр обороны Сергей Шойгу пообещал перенести в «Патриот» большинство военных музеев.
Рассказывая о находках Русского географического общества на островах Финского залива Гогланд, Большой Тютерс и Соммерс, Шойгу отметил, что обнаруженная там техника (артиллерия, прожектора, транспортные средства), скорее всего, «пойдет в создаваемый парк "Патриот"», где предполагается «сосредоточить все музеи министерства обороны и вооруженных сил, за исключением Центрального военно-морского музея». «Во всяком случае музей артиллерии, который у нас есть под открытым небом, музей бронетехники, танковый музей будут там, в "Патриоте"», — пояснил министр.
По его словам, военное ведомство прорабатывает большой проект по организации музейного пространства в «Патриоте». «Чтобы это не был скучный показ техники на бетонной площадке, чтобы ее можно было посмотреть в том виде, в каком она была на фронтах Великой Отечественной и Первой мировой войны, как у нас, так и у наших противников. Мы постараемся сконцентрировать все в каком-то одном месте, чтобы была возможность у всех приехать и посмотреть», — говорил Шойгу.
Если для расположенного рядом с новым объектом и ставшего его частью танкового музея в Кубинке такое решение выглядело логичным, то в отношении всего остального возникли вопросы. Особенно острая дискуссия развернулась вокруг возможного переноса в парк «Патриот» экспозиции музея авиации в Монино. По мнению специалистов, это грозило безвозвратной утратой большей части нетранспортабельных экспонатов. Скандал вышел на уровень Думы: за Монино заступился председатель думского комитета по обороне (в предыдущем созыве) Владимир Комоедов.
«Я говорил и с [замминистра обороны Николаем] Панковым на эту тему, и с главой Монино говорил. Мы за то, чтобы все осталось на своем месте. В "Патриоте" хватит других образцов со всей страны, а те образцы, которые находятся в Монино, должны там остаться. Мы будем ходатайствовать об этом перед министром обороны», — сказал Комоедов.
И пояснил, что некоторые экспонаты настолько тяжелы, что их невозможно перевезти, ничего не разбив.
Общественный резонанс, судя по всему, заставил как минимум отложить реализацию решения, но история тем не закончилась. Проведя на территории нового объекта две собственные выставки — «Армия-2015» и «Армия-2016», Минобороны выступило с инициативой переноса в «Патриот» московского международного авиакосмического салона (МАКС).
«Не скрою, существуют планы по переносу Международного авиакосмического салона (МАКС) в парк "Патриот", и думаю, что это правильно — сконцентрировать все в одном месте, где создана достойная инфраструктура и условия для предприятий ОПК и посетителей. Безусловно, выставка очень хорошая и будет набирать обороты, и ее нужно загружать различными мероприятиями, это правильно», — сказал замминистра обороны Юрий Борисов.
МАКС пока удалось отстоять. Принимать авиасалон инфраструктура «Патриота» явно не готова — основной выставочный комплекс значительно удален от аэродрома Кубинка, где могла бы разместиться статическая экспозиция летательных аппаратов, что сразу делает потенциальный авиасалон в «Патриоте» куда менее удобным для зрителей.
С RAE это не аргумент — танки и БМП можно разместить непосредственно на территории парка, а отсутствие полигона, подобного «Старателю» в Нижнем Тагиле, видимо, сочли мелочью, не заслуживающей внимания.
Стремление Минобороны собрать под крышей «Патриота» все значимые мероприятия понятна — для окупаемости объекта с многомиллиардными затратами нужен поток посетителей. А это могут обеспечить только такие гранды, как RAE и МАКС (с чем и связано обещанное Мантуровым сохранение бренда RAE).
Работает — не трогай
Когда история с парком «Патриот» и выставками серии «Армия» только начиналась, мнения специалистов сводились к тому, что совмещение уральской RAE и подмосковной «Армии» возможно при условии их разнесения по разным годам: «Армия» по четным, RAE по нечетным. Перспективы совмещения обеих выставок в «Патриоте» вызывали сомнения, учитывая различные интересы вооруженных сил и производителей вооружений и военной техники.Более того, если обратиться к международному опыту, то видно, что под эгидой вооруженных сил выставки проводятся в странах, не имеющих развитой оборонной промышленности и устраивающих такие мероприятия как смотр потенциальных продавцов. Страны-лидеры военной индустрии проводят в основном международные салоны, организуемые производителями вооружений и военной техники (и профильными министерствами, например российским Минпроморгом), — с целью маркетинга собственной оборонной продукции и повышения ее продаж. Вопросы же обеспечения собственных вооруженных сил новой техникой и вооружением решаются вне выставочного формата.
Поэтому «Армия» оценивается специалистами как чистое PR-мероприятие министерства обороны. «В своем нынешнем виде "Армия" смысла не имеет: как потенциальный покупатель, Минобороны прекрасно осведомлено о предложениях российской оборонки. Для демонстрации техники потенциальным зарубежным покупателям куда лучше подходит RAE: инфраструктура позволяет показать там товар лицом, а производители не отвлекаются на неизбежные в условиях "Армии" мероприятия с участием представителей Минобороны», — сказал корреспонденту «Ленты.ру» высокопоставленный сотрудник одного из крупных российских оборонных холдингов. Он также отметил нецелесообразность ежегодного формата подобных выставок, назвав это «перебором». «Все крупные выставки такого рода проводятся через год. Это дает возможность и подготовить новинки, и учесть ошибки, наконец, облегчает нагрузку на бюджет предприятий и позволяет отдохнуть, посмотреть на чужие салоны, принять в них участие», — отметил собеседник «Ленты.ру».
Схожее мнение корреспонденту «Ленты.ру» высказал один из ведущих российских военных экспертов в области бронетанковой техники, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.
«Концентрация всех значимых событий в области вооружений и военной техники, военного строительства в одном месте в Подмосковье, с одной стороны, может выглядеть рационально, а с другой, с точки зрения развития компетенций регионов — это ошибочное решение, мягко говоря, не помогающее развитию регионов, в том числе и в медийной сфере.
Перенос RAE в Подмосковье наносит ущерб и ее деловому содержанию. В регионах у выставок более рабочий характер. В столице — более тусовочный. Постоянно появляется начальство, блокируется работа. Любой журналист или эксперт, регулярно посещающий МАКС в бизнес-дни, знает, как останавливается работа авиасалона визитом президента или председателя правительства, когда большая часть павильонов и стендов закрывается на длительное время. Понятно, что у федеральной службы охраны своя работа, но выставка в этот момент парализована.
В регионах такого не происходит, высшие руководители, приезжающие на RAE в Нижний Тагил, перемещаются по выставке более компактно и не мешают работать.
Кроме того, если продолжать о начальственном факторе, помимо президента и главы правительства, в Москве и окрестностях много других "лиц, принимающих решения". Каждый начальник старается отметиться на салоне, отнимая у руководителей и представителей предприятий время и внимание. В Нижнем Тагиле начальства заметно меньше, а эффективное время работы выставки — больше», — объясняет Мураховский.
Эксперт отметил разницу выставок и с точки зрения активности посетителей. «В Тагиле выставка функционирует в рабочем режиме и в дни массовых посещений. Местные туристы и присоединившиеся приезжие не настолько многочисленны. На стендах предприятий остаются ответственные лица, с которыми можно разговаривать. В Подмосковье, с учетом наплыва зрителей в дни массовых посещений работа на выставке невозможна. Салон в эти дни превращается в чистое PR-мероприятие и испытание для сотрудников предприятий, оставшихся охранять стенды», — говорит собеседник «Ленты.ру».
Другой известный российский танковый эксперт, специалист по истории бронетанковой техники Алексей Хлопотов, житель Урала и уроженец Нижнего Тагила, считает, что в сложившейся ситуации виноваты как федеральное руководство, принимающее необдуманное решение, так и местные власти, не заступившиеся за выставку.
С человеком, постоянно проживающим на Урале, трудно не согласиться: активность свердловских властей в борьбе за деловую жемчужину региона необъяснимо низка. Губернатор Евгений Куйвашев достаточно невнятно пообещал развитие неких новых проектов взамен «Армии», и только бывший руководитель области, а ныне член Совфеда Эдуард Россель прямо заявил, что будет бороться за сохранение выставки на месте. Представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских своего мнения о ситуации пока не выразил.
***
Подытоживая, можно сказать: Russia Arms Expo как салон производителей вооружений и военной техники Сухопутных войск находится под угрозой — потенциальный перевод в Москву лишает его ряда уникальных свойств, в первую очередь демонстрационных, и осложняет деловую программу. Соответствующее решение, пролоббированное Министерством обороны с целью развития собственной выставочной деятельности, возможно, и способствует эффективности военного PR, но вряд ли это основная задача Минобороны, и уж тем более ради нее не стоит игнорировать проблемы регионального развития и портить функционал действующих военных выставок.
P.S: «Ленте.ру» не удалось получить комментарий Минобороны России о ситуации с переносом выставки Russia Arms Expo в Подмосковье.