Бронированный «Вепрь»: как работает новейший уничтожитель мин

Противотанковые мины являются одним из многих видов противотанковых средств. Низкая стоимость и простота использования сделали их незаменимым оружием против бронемашин в локальных военных конфликтах, особенно в горно-лесистой местности. Для разминирования дорог в российской армии принята на вооружение уникальная бронированная машина разминирования БМР-3МА, созданная на базе танка Т-90. Военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов в материале для сайта телеканала «Звезда» рассказал, как работает новейший уничтожитель мин.


При ведении боевых действий в Афганистане, когда на дорогах и путях против советских войск массированно применялись мины и фугасы, для обеспечения движения колонн стали использовать танки с неисправным вооружением с навешенными на них катковыми минными тралами (КМТ). Для снижения воздействия взрывной волны и защиты экипажа при подрыве на минах на дно машины укладывали канистры с водой. Так появились первые прототипы бронированных машин разминирования (БМР). Их применение позволило значительно снизить потери боевой техники и, главное, личного состава. Позже конструкторы получили задачу создать специальные машины для нейтрализации мин с помощью КМТ.


К концу 80-х годов в СССР на базе танка Т-55 была разработана специальная БРМ. Их изготавливали на одном из бронетанковых ремонтных заводов (БТРЗ). Машины получили наименование БМР-2 и направлялись в Афганистан, где показали высокую эффективность в боевых условиях.

Рождение «Вепря»

Полученный опыт и анализ боевого применения БМР-2 показал необходимость дальнейшего совершенствования БМР. В Уральском КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) в г. Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Владимира Поткина на базе танка Т-72 была разработана БМР-3, которая выпускалась единичными образцами. На выведенных из эксплуатации танков Т-72 демонтировалась башня с вооружением, а на корпусе оборудовалась броневая надстройка – рубка. На рубку устанавливался крупнокалиберный пулемет и стреловой кран с ручным приводом для монтажа и демонтажа КМТ.


Программа дальнейшего совершенствования бронированных машин разминирования, получившая условное наименование «Вепрь», предусматривала модернизацию БМР-3 с целью повышения защитных характеристик машины и улучшения условий обитаемости экипажа. Внедренные технические решения позволили существенно повысить баллистическую и особенно противоминную защиту за счет установки дополнительного наружного равнопрочного днища. С учетом динамических колебаний элементов корпуса машины при подрыве на минах и взрывных устройствах было изменено размещение оборудования. Модернизированная машина, получившая наименование БМР-3М, после испытаний в 1997 г. была рекомендована к серийному производству.

В 2001 году в УКБТМ с целью унификации бронетанковой техники под руководством главного конструктора Владимира Домнина была начата разработка БМР на базе основного танка Т-90. Созданная в начале 2007 г. модернизированная машина БМР-3МА обладает повышенным уровнем защиты экипажа и размещаемого в ней десанта саперов, а также оборудована креплениями и системами для применения различного тралящего оборудования, в том числе и перспективного. Был создан и экспортный вариант этой машины, получивший обозначение БМР-3МС.

Бронированная машина разминирования БМР-3МА обеспечивает траление основных типов противотанковых, противогусеничных и противоднищевых мин с контактными механическими, неконтактными магнитными взрывателями и деятельность саперного десанта по ручному разминированию местности вне машины.
В сварной из броневых листов рубке БМР-ЗМА размещаются два члена экипажа и три человека инженерного десанта.


На крыше рубки размещена командирская башенка с дистанционно управляемой зенитно-пулеметной установкой с 12,7-мм пулеметом «КОРД», способным вести прицельную стрельбу по воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м. В распоряжении командира имеется прицельно-наблюдательный комплекс с комбинированным командирским прибором наблюдения со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости.

Для повышения уровня защищенности от кумулятивных реактивных гранат и ПТУР на рубке и корпусе БМР-3МА установлены элементы динамической защиты и пусковые установки дымовых гранатометов.

Конструктивные решения по защите экипажа от подрыва мин и взрывных устройств, а также технические решения по противоминной защите, обеспечивают безопасность экипажа при подрыве под днищем машины противотанковой мины с эквивалентом до 7,5 кг ТНТ. Для этого днище и борта корпуса по всей площади и периметру обитаемого отделения изготовлены многослойными, с применением дополнительных броневых плит на специальных распорках. Пространство между бронеплитами заполнено наполнителем, обладающим противокумулятивным и противорадиационным свойствами. Торсионы ходовой части защищены дополнительными ограждениями коробчатой формы, что в целом повысило жёсткость днища машины.

Сзади на рубке установлена грузовая платформа грузоподъемностью 5 т для транспортировки катковых секций колейного минного трала и стреловой краном с ручным приводом для их монтажа и демонтажа.


На БМР-3МА устанавливается комбинированный колейный минный трал КМТ-7 с катковыми и ножевыми секциями, а также откидными штангами для траления противоднищевых контактных мин. Применяемая с тралом электромагнитная приставка предназначена для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями. Она обеспечивает траление мин с электромагнитными взрывателями в радиусе до 4 м от БМР-3МА.

БМР-3МА оснащена средствами противодействия взрывным устройствам с дистанционным управлением подрывом. Для постановки помех каналам управления радиовзрывателям в машине установлен генератор радиопомех, излучающий помеховый сигнал в нескольких диапазонах.

При проведении работ по разминированию саперный десант использует переносной генератор широкополосных помех.

Средства жизнеобеспечения: рацион питания и воды на 5 суток, устройство для кипячения воды и разогрева пищи, индивидуальные санитарно-гигиенические наборы, устройство для сбора и хранения продуктов жизнедеятельности экипажа и десанта позволяют экипажу и десанту находиться в закрытой машине до 2-х суток.

От простого трала к роботам

На международной выставке АРМИЯ-2016 на полигоне Алабино был продемонстрирован созданный на базе БМР-3МА конструкторами ковровского СКБМ и Уральского КБТМ роботизированный комплекс разминирования «Проход-1». Машина оборудована новым тралом ТМТ-С, обеспечивающим проделывание сплошного, а не колейного, как ранее, прохода шириной 4,5 м. Трал оснащен устройством для уничтожения противобортовых мин и аппаратурой для глушения радиоуправляемых фугасов.


Роботизированный комплекс разминирования «Проход-1» управляется либо дистанционно с мобильного командного пункта, либо по заранее введенной программе и следует по заданному маршруту. В этих случаях все три члена экипажа и десант покидают БМР-3МА и находятся на мобильном командном пункте. Каналы передачи команд управления надежно защищены от помех и воздействия средств радиоэлектронной борьбы. Как сообщалось ранее, роботизированный комплекс разминирования «Проход-1» успешно прошел государственные испытания.

Автор: Сергей Суворов

Фото: Сергей Суворов
 
Blogger
Disqus

Комментариев нет