КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТА ЗАРЯЖАНИЯ ТАНКА ПРОРЫВА



Г.А. Павлинин, В.И. Яугонен, И.М. Герасимов
(СПб Политехнический университет Петра Великого)

Труды XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т. 3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов, 2015. С.69-73.


В настоящее время для замены основных танков советского производства типа Т-72, Т-90,
Т-80 подготавливается к серийному производству перспективный танк Т-14 «Армата». Однако 125-мм орудие этого танка обладает недостаточной мощью для надежного поражения целей с высоким уровнем защиты, не используются ценные наработки по использованию газотурбинного двигателя.
С 2009 года неоднократно ставился вопрос ([1], [2]) о возобновлении работ над объектом 292, который представляет собой шасси танка Т-80У с оригинальной башней и 152-мм орудием. Наличие непосредственно на поле боя столь мощного орудия позволит резко повысить эффективность обстрела как целей с высоким уровнем защиты, так и пехоты. Проработка конструкции автомата заряжания для машины подобного типа и является целью данного исследования.

При выборе основного вооружения для перспективной машины необходимо учитывать
тот факт, что в настоящее время основными средствами противотанковой обороны (ПТО)
стали противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) и ручные противотанковые гранатометы (РПГ). И если расчет РПГ еще может быть подавлен огнем сопровождающей танк пехоты, то ПТРК, обладающий дальностью стрельбы не менее 800–1000 метров, для мотострелков заведомо недосягаем. Таким образом, задача подавления расчетов ПТРК целиком ложится на БМП и, конечно же, танки.
  Расчет ПТРК на позиции представляет для танка чрезвычайно сложную цель. Для поражения таких целей наиболее подходит нарезное орудие крупного калибра. Выбор калибра орудия является спорным вопросом. Существует мнение, что более рациональным является использование меньшего, чем на объекте 292 калибра, а именно 140, или даже 130 мм. Это позволит значительно повысить боекомплект и скорострельность, не снизив бронепробиваемости бронебойного подкалиберного снаряда. Стоит также учесть влияние отдачи на шасси танка. С другой стороны, 152,4 мм орудие открывает перспективы унификации с САО дивизионного звена по боекомплекту. Кроме того, снаряд шестидюймового калибра вполне закономерно обладает большим могуществом действия по цели. В любом случае вопрос выбора калибра требует тщательной проработки. В данном исследовании в качестве первого приближения принят калибр нарезного орудия 152,4 мм.
Очевидно, что при установке такого орудия нельзя допустить разрастания габаритов
боевого отделения и превышения заданного значения боевой массы. Немаловажным также
является вопрос обеспечения нормального питания газотурбинного двигателя воздухом. Кроме того, конструкцию автоматов заряжания, используемых в современных российских танках, нельзя признать удовлетворительной, так как она не обеспечивает выживание экипажа при возгорании зарядов. В перспективной конструкции необходимо изолировать экипаж от боекомплекта, тем самым повысив его безопасность.
Выполнение вышеперечисленных требований к компоновке АЗ возможно несколькими вариантами. Существует возможность расположения всего боекомплекта в карусели АЗ
по типу примененного на Т-64/Т-80. Такой вариант нельзя считать удовлетворительным по
причине того, что не обеспечивается безопасность экипажа при возгорании пороховых зарядов или детонации ВВ. Кроме того, боевое отделение получается чрезмерно стесненным. Также загружать боекомплект через люки башни физически трудно.

Существует также вариант вынесения зарядов в забашенную нишу с сохранением расположения снарядов в карусели (рис. 1). При этом легковоспламеняемые заряды изолированы от экипажа, но сохраняются сложности с загрузкой боекомплекта.
Наиболее прост в реализации вариант с вынесением всего боекомплекта в забашенную нишу. Такая компоновка обеспечивает безопасность экипажа при подрыве боекомплекта. При этом боевое отделение не стеснено механизмами АЗ. Также обеспечивается наиболее простая кинематика его механизмов. Загрузку боекомплекта можно проводить через лючок в кормовой части башни, что несколько удобнее. Кроме того, в данной схеме может быть
обеспечена механизированная загрузка. Вместе с тем, сохранить размер боекомплекта на
уровне штатного не представляется возможным.
В данной работе принята компоновка с вынесением всего боекомплекта из боевого
отделения в забашенную нишу. Длина забашенной ниши должна обеспечить нормальное питание двигателя воздухом. Поэтому принята схема с раздельным гильзовым заряжанием и расположением зарядов в правой половине АЗ, а снарядов — в левой.
Конструктивно автомат заряжания выполнен следующим образом (рис. 2). В сварную
раму 1 ввариваются резьбовые втулки, в которые ввинчиваются эксцентриковые оси. На оси устанавливаются ролики 2. Ролики расположены в два ряда в шахматном порядке. Лоток 3 на своих боковых поверхностях имеет направляющие, которые опираются на ролики. После установки лотка положение роликов регулируется за счет поворота эксцентриковых осей и установки регулировочных прокладок. Таким образом, окончательно установленный лоток может совершать перемещение перпендикулярно линии досылания, и в тоже время надежно защищен от вибраций. Осевое смещение лотка исключается наличием конической кромки на ролике. Снарядный и зарядный лотки полностью идентичны. Каждый вмещает по пять снарядов (зарядов). Три сварные рамы собираются вместе на болтах (рис. 3). Таким образом, суммарный боекомплект составляет 15 выстрелов. 

Перемещение лотка осуществляется со скоростью порядка 0,4 м/с, поэтому выбор в качестве привода гидроцилиндров является наиболее рациональным. Давление в гидросистеме создается гидронасосом марки НПл 25/6,3. Гидронасос приводится в действие электромотором. Мощность от электродвигателя к гидронасосу передается через одноступенчатый шестеренчатый редуктор.

Заряжание орудия производится следующим образом (рис. 4):
– Вывод снарядного лотка на линию досылания (рис. 4, б);
– Досылание снаряда (рис. 4, в);
– Увод снарядного лотка с линии досылания (рис. 4, г);
– Вывод лотка с зарядами на линию досылания;
– Досылание заряда;
– Увод лотка с зарядами с линии досылания.
Стоит заметить, что вывод снарядного лотка на линию досылания, как и увод зарядного лотка, могут быть произведены соответственно до и после выстрела. Кроме того вывод
зарядного лотка и увод снарядного могут быть совмещены по времени.Это позволяет повысить скорострельность. Циклограмма работы АЗ представлена на рис. 5.

К явным преимуществам этого варианта автомата заряжания следует отнести:
– компактность (1075х1820х624);
– установка всех агрегатов АЗ на общую раму позволяет значительно упростить замену
поврежденного или вышедшего из строя АЗ;
– вынесение боекомплекта за пределы боевого отделения;
– удобство загрузки боекомплекта обеспечивается принятием раздельно-гильзового
заряжания.
При всех вышеперечисленных преимуществах представленная конструкция нуждается в дальнейшей проработке следующих вопросов:
– увеличение боекомплекта;
– применение электрического привода подачи боекомплекта.
Все это говорит о необходимости дальнейшей тщательной проработки конструкции АЗ.
Технические характеристики автомата заряжания:
Калибр орудия, мм 152,4
Боекомплект, выстрелов 15
Габариты, мм 1075х1820х624
Тип привода электрогидравлический
Давление в гидросистеме, МПа 6,3.

Литература
1. Герасимов И.М., Лозин А.В. Предложения в Концепцию развития бронетанкового
вооружения и техники Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2025 года /
Труды XV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т. 3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов, 2012.— С. 205–215.
2. Герасимов И.М. О концепции танка предельных параметров / Труды XVI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т. 3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов,
2013. — С. 93–96.
Blogger
Disqus

Комментариев нет