Уралвагонзавод нацелился на новые рынки
Корпорация подготовила план своей реформы
Как стало известно "Ъ", корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ) разработала стратегию своего развития до 2025 года. Предусматривается изменение модели управления предприятиями, входящими в корпорацию, оптимизация производства, а также увеличение военных и гражданских поставок. Эти планы призваны исправить финансовую ситуацию на УВЗ, которая закончила 2015 год с чистым убытком 16 млрд руб.
О том, что УВЗ разработала новую стратегию развития, сообщили в самой корпорации. "Мы в числе первых игроков ОПК отреагировали на радикально изменившуюся внешнюю среду и разработали стратегию, предусматривающую автономное развитие и сокращение отставания от глобальных конкурентов",— заявил "Ъ" директор по стратегическому развитию УВЗ Дмитрий Школьный. Проект, как ожидается, будет рассмотрен советом директоров УВЗ 22 ноября.
В презентации (копия есть у "Ъ") указаны три этапа реализации стратегии. На 2017-2018 годы намечены структурные преобразования: УВЗ намерена создать управляющую компанию, сформировав к 2017 году ее штат и передав ей в управление ключевые общества корпорации. В структуре холдинга планируется создать несколько центров компетенций — профильные структуры с собственной специализацией. Например, два таких центра будут расположены в Москве (центр информационных технологий и центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), два в Челябинске ("Электромашина" и "Челябинский тракторный завод"), один в Омске ("Омсктрансмаш"). В Екатеринбурге центром станет "Уралтрансмаш" и завод N9. Главной же площадкой останется Нижний Тагил, где размещены основные мощности УВЗ: там будут заниматься электрометаллургией, стальным литьем, метизным производством и т. д. Создание таких центров, как полагают авторы стратегии, позволит повысить рентабельность корпорации за счет снижения расходов. Параллельно с этим планируется реструктурировать к 2018 году непрофильные активы.
Второй этап — 2019-2021 годы — связан с привлечением инвестиций на развитие гражданских бизнес-направлений и запуск инновационных продуктов, а также на повышение операционной эффективности. Во время третьего этапа — 2022-2025 годы — УВЗ намеревается выйти на новые рынки, стабилизировав свое финансовое положение: к 2025 году чистая прибыль должна достичь 24,120 млрд руб. (при 16,594 млрд в 2015 году), а выручка — свыше 282 млрд руб. (при 106 млрд).
Способствовать этому должен рост продаж продукции военного назначения: танков, самоходных артиллерийских установок и иной бронетехники. В 2015 году реализация государственного оборонного заказа и экспортных поставок принесла УВЗ 58 млрд руб., к 2021 этот показатель должен вырасти до 131,5 млрд руб., а к 2025 году — превысить 150 млрд (из которых экспорт составит свыше 90 млрд). Обеспечить рост выручки должна также продажа сервисных услуг по обеспечению полного жизненного цикла изделий, а также финансирование госпрограммы вооружений до 2025 года. Но, по словам источника "Ъ" в Минобороны РФ, рассчитывать на прибыль от контрактов с военным ведомством УВЗ сложно: роль бронетехники в структуре современных вооружений снижается, а рентабельность от заключаемых соглашений низкая (от 3 до 5%). В стратегии говорится, что корпорация намерена уделить внимание новой группе продуктов, связанных с беспилотной и дистанционно-управляемой бронетехникой, перейдя от производства военной продукции к интеллектуальным системам обороны — этот рынок оценивается в 20 млрд руб. В такую же сумму оценивается рынок систем удаленной диагностики вооружений и гражданских машин, а еще в 60 млрд руб.— изготовление и поставка новых сверхлегких, сверхпрочных, тугоплавких и самовосстанавливающихся материалов.
Гражданская составляющая стратегии УВЗ амбициозна. Компания рассчитывает на достижение к 2025 году доли гражданской продукции в выручке 40% и удельного веса ее экспорта в выручке 14%. В области железнодорожного транспорта компания намерена завоевать лидерство в массовом сегменте (производстве полувагонов), войти в топ-3 по выпуску специализированного подвижного состава, а также в пятерку крупнейших поставщиков узлов и комплектующих для вагонов и локомотивов. Также к 2025 году УВЗ рассчитывает занять 80% рынка производства трамваев и стать их единственным государственным поставщиком, занять второе место на рынке гусеничных бульдозеров, увеличить продажи трубоукладчиков и погрузчиков и в перспективе выйти на рынок экскаваторов. В базовом сценарии выручка от продажи грузовых вагонов за десять лет должна увеличиться почти впятеро — с 13 млрд руб. в 2015 году до 63 млрд руб., продажи трамваев должны приносить 7 млрд руб., поставка комплектующих для гражданских отраслей — 8 млрд руб. против 1 млрд руб. в 2015 году.
По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, у корпорации есть шанс занять первое место в сегменте производства полувагонов, но для этого компании придется быстро ликвидировать свое отставание по количеству сервисных центров для ремонта инновационных вагонов от Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ, входит в ОВК Александра Несиса). Сейчас инновационные вагоны УВЗ примерно на 400 тыс руб. дешевле, чем продукция ТВСЗ, однако эта разница нивелируется отставанием в сервисе и меньшей величиной тарифной скидки. В сегменте специального парка войти в топ-3 будет очень тяжело, поскольку в инновационном сегменте спроса на нефтеналивные цистерны, на которых специализировался УВЗ, нет. А в перспективных сегментах — цистерны для химических и кислотных грузов, хопперы, платформы и большекубовые крытые вагоны — лидерство принадлежит конкурентам: ТВСЗ, Рузаевскому машиностроительному заводу (входит в "РМ Рейл" Олега Дерипаски), "Рэйлтрансхолдингу" Сергея Шпака и "Алтайвагону". Монополизировать госзаказ трамваев, по мнению господина Бурмистрова, вообще нереально, поскольку безусловное лидерство принадлежит "Трансмашхолдингу", и несмотря на конструкционные преимущества модели трамвая Р-1 УВЗ, потеснить ТМХ с лидерской позиции будет очень сложно. В сегменте гусеничных бульдозеров за второе место можно побороться, но и здесь есть абсолютный лидер — концерн "Тракторные заводы", и для достижения цели потребуются значительные инвестиции в развитие производственной площадки в Челябинске.