АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ОРУДИЙ КАЛИБРА 152 ММ



А.Д. Носов, А.В. Бобков, Д.Н. Малышев, Д.А. Зыков
(АО «Уралтрансмаш»)

Труды XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т. 3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов, 2015. С.146-148.


На всех этапах развития самоходной артиллерии к ней предъявлялось большое количество требований, обусловленных спецификой применения и экстремальными условиями эксплуатации. Для успешного выполнения боевых задач самоходная артиллерия должна быть надежной, неприхотливой, способной выполнять поставленные задачи в независимости от погодных условий в широком температурном диапазоне.
В настоящее время широкое распространение имеют такие самоходные артиллерийские орудия (САО), как 2С3 «Акация». Несмотря на все свои преимущества, применение таких САО в современной армии накладывает ряд ограничений, так к примеру длительное время затухания колебаний корпуса, что в свою очередь является причиной низкой скорострельности, уровень бронирования, а также другие недостатки из-за которых САО не может соответствовать требованиям, предъявляемым к современной военной технике. Созданные еще в 70-х годах они исторически выросли из шасси СУ-100П, первый экземпляр которой был предоставлен на испытания еще в 1947 г., на вооружение принят в 1955 г. Такие образцы самоходной артиллерии попросту морально устарели.

Применение 2С19 «МСТА-С» и ее модификаций 2С19М1, 2С19М2, имеет ряд преимуществ по сравнению с самоходными орудиями раннего поколения. Так, к примеру, применение
двухрежимных наружных телескопических гидроамортизаторов, позволило снизить время затухания колебаний корпуса САО, что в свою очередь позволило обеспечить скорострельность САО до 10 выстрелов в минуту (применительно к 2С19М2). Однако останавливаться в развитии самоходных орудий нельзя, в противном случае через несколько лет вооруженным силам России будет нечего противопоставить зарубежным аналогам, что отрицательно повлияет на обороноспособность страны в складывающихся условиях современной геополитической обстановки.
Современная концепция боевых действий предъявляет к артиллерии два требования.
С одной стороны, должно быть обеспечено эффективное поражение целей, как в глубине
обороны противника, так и на переднем крае, а при необходимости и прямой наводкой.
С другой стороны, время нахождения на огневой позиции должно быть минимальным. То есть, артиллерия должна нанести огневой удар на уничтожение и покинуть огневые позиции до того, как противник накроет ответным огнем. Учитывая повсеместное внедрение высокоэффективных приборных средств разведки и обнаружения огневых позиций артиллерии, время реакции ответных действий противника своими огневыми системами в режиме реального времени ничтожно мало — практически не более минуты. Это тот предел времени, который есть у атакующей стороны. Поэтому обеспечение организации огневого налета одним орудием является важным требованием для современных САО. Огневой налет это одновременное поражение цели несколькими снарядами, выпущенными из одного орудия на разных траекториях и на разных зарядах. Например, для 2С19М2 количество траекторий снарядов меняется от 3-х до 5-ти на дальностях стрельбы от 8 до 19 км, а на дальностях свыше 19 км остается только две траектории. Нанести удар за столь минимально короткое время и сменить позицию возможно только высокомобильной системой, обладающей высоким темпом огня, для обеспечения которого, в свою очередь, необходима максимальная автоматизация всего процесса стрельбы — от ввода установочных данных по цели до завершения огневого налета.
Высокая мобильность самоходной артиллерии позволяет ей за короткое время прибыть на огневые позиции, приготовиться к ведению огня, а после проведения огневого налета быстро покинуть позиции. Это преимущество перед возимой артиллерией обусловлено объединением артиллерийского орудия с шасси в составе САО. Двигатель и трансмиссия являются важными составляющими шасси: двигатель создает крутящий момент, а трансмиссия изменяет его, и передает на движитель. Двигатель и трансмиссия находятся в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) и в случае серьезного выхода из строя, какого-либо узла трансмиссии или двигателя ремонт этого узла без подготовки и обученного персонала будет невозможен, особенно в полевых условиях. Решением данной проблемы может стать установка на шасси силового моноблока, включающего в себя двигатель, систему охлаждения, систему смазки и трансмиссию. При выходе из строя какого-либо из узлов двигателя или трансмиссии, имеется возможность демонтировать моноблок, и целиком заменить неисправный узел. Причем вся эта операция должна занимать минимум времени и физических затрат. А восстановлением работоспособности неисправного моноблока должны заниматься специалисты ремонтных подразделений. Таким образом, использование моноблока позволяет свести к минимуму простой машины на ремонте. Однако данная операция не должна быть крайней мерой, а производится лишь при условии возникновения серьезной поломки узлов и агрегатов в МТО, а восстановлением работоспособности шасси при мелких повреждениях должен заниматься экипаж.
Однако порой выполнение только лишь вышеперечисленных требований недостаточно, поскольку какой бы современной и высокотехнологичной не была машина, управляет ей
человек, которому свойственно утомление и усталость. В связи с этим рассмотрим концепции улучшений, позволяющих экипажу более эффективно выполнять свои функции.
При продолжительных маршах и управлении САО в условиях боя механик-водитель подвержен большим физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам. Для снижения
нагрузок механика-водителя рекомендуется применение автоматической трансмиссии с гидротрансформатором, что позволит более точно оценивать тактическую обстановку на поле боя, а также более внимательно следить за дорожной обстановкой при марше, не отвлекаясь на переключение передач. Также отсутствие жесткой связи между двигателем и автоматической коробкой передач в (АКПП), значительно сокращает износ элементов двигателя и АКПП. Поэтому на нашем предприятии идет работа над проектом размещения АКПП с гидротрансформатором и гидрообъемным приводом поворота, для шасси САО массой до 35 т с передним расположением МТО.
Компоновка САО с передним расположением МТО положительно зарекомендовала себя в виду оптимального распределения веса, отсутствия тяжелого и сложного механизма подачи снарядов, а также ряда других преимуществ, и широко используется в образцах самоходной артиллерии как отечественного, так и зарубежного производства. Помимо этого, реализация данного проекта позволит производить авиатранспортировку САО самолетом ИЛ-76, поскольку компоновка позволяет уменьшить ширину САО по сравнению с 2С19, ширина которой ограничивается размерами МТО (авиатранспортировка 2С19, как и танков производится самолетом АН-124-100 Руслан). Проект САО с передним расположением МТО представлен на рис. 1.
 В условиях сильной жары или холода окружающей среды, для работы всего экипажа в
целом необходимо поддержание комфортного микроклимата внутри САО. Для этого необходимо размещение установки климатического контроля поддерживающего постоянную и комфортную температуру внутри САО в зависимости от температуры окружающего воздуха.
На сегодняшнее время на изделиях для установки в САО внедряется система кондиционирования воздуха, разработанная ЗАО «Кондиционер» по техническому заданию от АО «Уралтрансмаш». Применение данной СКВ полностью удовлетворяет потребности экипажа в поддержании комфортного микроклимата внутри САО. Общий вид системы представлен на рис. 2.


На сегодняшнее время АО «Уралтрансмаш» имеет производственный, технологический и конструкторский потенциал для реализации предлагаемых решений с целью улучшения тактико-технических характеристик боевой машины. Только лишь развивая новые образцы вооружения с повышенными техническими характеристиками и модернизируя уже существующие образцы военной техники вооруженные силы РФ смогут противостоять потенциальным угрозам и обеспечивать безопасность страны.
Blogger
Disqus

Комментариев нет