«Заточены» на скорость: кто станет победителем «Танкового биатлона» на «АрМИ-2017»

Особенность соревнований среди лучших танкистов мира в этом году заключается в том, что на полигоне в этот раз вместе с экипажами соревнуются пять типов танков.
«Заточены» на скорость: кто станет победителем «Танкового биатлона» на «АрМИ-2017»
Фото: Алексей Иванов/ ТРК «Звезда»
В самом разгаре соревнования Армейских международных игр «АрМИ-2017», и, конечно же, основное внимание болельщиков и специалистов приковано к танковому биатлону. Особенность соревнований среди лучших танкистов мира в этом году заключается в том, что на полигоне в этот раз вместе с экипажами соревнуются пять типов танков – усовершенствованный Т-72Б3 (выступает команда России), танк Т-72БМЭ (выступает команда Республики Беларусь), танк Т-90С Bhishma (выступает команда Индии), танк Type 96B, или ZTZ96B (выступает команда Китайской Народной Республики), и танк Т-72Б3 (выступают все остальные команды).
Таким образом, в танковом биатлоне нынешнего года впервые выступают три типа танков – это Т-90С Bhishma, Т-72БМЭ и Type 96B. Если рассматривать в общем, то все перечисленные машины схожи по конструкции и характеристикам, поскольку являются производными советского танка Т-72. Но, как говорится, есть нюансы. Например, российский усовершенствованный Т-72Б3 и китайский Type 96B создавались конструкторами специально для танкового биатлона.

Для победы в танковом биатлоне, как и в обычном, надо прийти первым, преодолев все препятствия и отстрелявшись на всех положенных рубежах. Поэтому-то большинство экипажей участников мирового чемпионата по танковому биатлону уповают на скорость, часто показывая при этом весьма посредственные результаты в стрельбе. Надо заметить, что некоторые экипажи показывают такие слабые результаты в стрельбе, что будь они в штате какой-нибудь танковой роты в группе советских войск в Германии в 70–80-х годах, то командира роты сняли бы с должности за такие результаты стрельбы подчиненных.
Картинка
И поскольку в танковом биатлоне главная задача прийти первым, то и танки, участвующие в нем, «заточены» на скорость. Для этого машина должна обладать относительно невысокой массой и мощным надежным двигателем. Для сравнения используется такой показатель, как удельная мощность двигателя. Из перечисленных машин самый низкий показатель удельной мощности у танка Т-72Б3 – 21,7 л. с./т, а самый высокий – примерно 28,2 л. с./т – у китайского танка Typ 96B.
Конструкторы из Поднебесной по опыту прошлых выступлений на танковом биатлоне провели работы по усовершенствованию танка Typ 96A, на котором выступали китайские танкисты в прежние годы, и заняли вторую ступеньку пьедестала почета. В прошлом году, как рассказали автору представители Международной ассоциации танкового биатлона, на китайских машинах меняли двигатели по несколько раз в день, благо привезенный китайскими коллегами запас силовых агрегатов позволял это делать. Стоит также отметить, что на нынешних соревнованиях китайские машины максимально облегчены: полностью сняты бортовые экраны. К тому же, неизвестно, какова реальная масса выступающих на соревнованиях танках – есть доля вероятности того, что ради победы в них китайские конструкторы пошли на то, чтобы на «спортивных» танках Typ 96B снизить массу броневой защиты.Точно известно, что новый китайский танк оснащен более мощным дизелем, развивающим мощность 1200 л. с., облегченным шасси, улучшенной вентиляционной системой, современной электроникой, а также модернизированной системой выхлопа.
Картинка
На второй строчке по показателю удельной мощности идет усовершенствованный танк Т-72Б3 – 24,5 л. с./т. Новый турбодизель мощностью 1130 л. с. и цифровая система управления шасси стали основными новшествами этой машины. Есть еще одно, но об этом ниже.
Индийские танкисты тоже максимально облегчили свой танк Т-90С Bhishma: также сняты бортовые экраны с динамической защитой, сняты некоторые блоки динамической защиты и с башни – это не только облегчает массу танка, но и делает более удобной (а значит, и быстрой) посадку механика-водителя в машину. Это важно, когда счет идет на секунды. Показатель удельной мощности у этого танка составляет 21,7 л. с./т. На остальных машинах, участвующих в мировом чемпионате по танковому биатлону – 2017 и являющихся разновидностями семейства танков Т-72Б, показатель удельной мощности не превышает 19 л. с./т.
Картинка
По огневой мощи все участвующие в соревнованиях боевые машины также имеют примерно одинаковые показатели. Все танки вооружены 125-мм гладкоствольными пушками типа 2А46М или ее аналогом на китайском танке. Справедливости ради надо заметить, что в этом году китайские танкисты стреляют так же, как и все – практическими кумулятивными снарядами, а не бронебойно-подкалиберными, как в прежние годы. Дело в том, что стрельба бронебойно-подкалиберными снарядами (БПС), имеющими почти в два раза большую скорость полета по сравнению с кумулятивными, по мишеням на одну и ту же дальность намного легче, поскольку траектория полета БПС более настильная. В этом году шансы наводчиков практически уровняли.
Картинка
Стоит отметить, что с точки зрения стрельбы из пушки в более выгодном положении оказываются индийские танкисты. Система управления огнем танка Т-90С более совершенна по сравнению со всеми остальными машинами, участвующими в биатлоне. В более выгодном положении и командир танка Т-90С с точки зрения стрельбы из крупнокалиберного пулемета по цели типа «вертолет». Его пулемет наводится на цель с помощью электроприводов и стабилизированного в вертикальной плоскости прицела. Всем остальным командирам танков надо наполовину вылезти из люка, навести пулемет на цель с помощью мускульной силы, наблюдая через коллиматорный прицел с однократным увеличением, удержать оружие точно на цели в момент производства выстрела – все это не так просто. За каждый промах – штрафной круг, и тут вновь начинается борьба моторов и мастерства механиков-водителей.
Картинка
Впрочем, на танковом биатлоне побеждает экипаж, воедино слившийся со своей боевой машиной. Это должен быть именно экипаж, а не просто три танкиста, где каждый сам по себе великий специалист, как в нашей хоккейной сборной – все сами по себе звезды, а команды нет. Именно экипаж придет к победе, а его танк будет ему в этом только помощником.

Источник
Blogger
Disqus

Комментариев нет