След нашего пехотинца

Какие задачи решает российская наземная группировка в Сирии

С начала операции ВКС РФ в Сирии прошло чуть более пяти месяцев. Подводя в конце года промежуточные итоги, руководство Минобороны отчиталось о сотнях боевых вылетов, десятках уничтоженных объектов террористов, эффективной поддержке сирийских правительственных войск.
В то же время, несмотря на заявления военно-политического руководства России, в том числе президента Владимира Путина, об отсутствии планов проведения сухопутной операции, различные СМИ, в первую очередь зарубежные, распространяют информацию не только об активном участии в наземных боях российских военнослужащих, но и о многочисленных потерях ВС РФ в Сирии.

Что мы знаем

Минобороны России никогда не отрицало, что в Сирии находятся части и подразделения 810-й отдельной бригады морской пехоты, усиленные танками Т-90, выполняющие задачу по охране и обороне авиабазы «Хмеймим», призванные также при необходимости (как было в случае со сбитым фронтовым бомбардировщиком Су-24) решать задачи поиска и спасения экипажей летательных аппаратов ВКС.
Более того, прошедшая 28 декабря 2015 года ротация подразделений 810-й бригады активно освещалась, как и организованные для находящегося на аэродроме в сирийской Латакии личного состава предновогодние концерты. На фото- и видеохронике отчетливо видна российская военная техника, в том числе танки, бронеавтомобили «Тигр» и «Рысь».

По имеющимся данным, в первую смену в Сирию были направлены 186 военнослужащих из состава десантно-штурмового, разведывательного батальонов и роты снайперов черноморской бригады морской пехоты. По словам подполковника Василия Хомяка, его подчиненные не только выполняли задачи по непосредственной охране и обороне авиабазы, но и осуществляли прикрытие глиссад, проведение разведывательно-поисковых действий на прилегающей к аэродрому территории. 28 декабря в Крым вернулись не все: во время операции по поиску и спасению экипажа сбитого Су-24М погиб морской пехотинец Александр Позынич.
Первые сообщения о переброске в Сирию российских танков появились в зарубежных СМИ в начале сентября прошлого года, после того как были опубликованы спутниковые снимки международного аэропорта имени Басиля Аль-Асада (сейчас авиабаза «Хмеймим»). Тогда речь шла о семи боевых машинах, предположительно танках Т-90.
На фотографиях концерта ансамбля ВДВ «Голубые береты», проведенного в начале ноября для контингента ВС РФ в Сирии на импровизированной сцене, хорошо просматривался Т-90 в характерной трехцветной окраске, но без тактических номеров и знаков, что не позволяет определить принадлежность боевой машины к конкретным воинским частям. По данным опять-таки иностранных СМИ, «девяностые», охраняющие «Хмеймим», принадлежат танковому батальону 27-й мотострелковой бригады (поселок Мосрентген). Правда, «московские» Т-90, постоянные участники парадов Победы на Красной площади, уже давно сменили свой камуфляж на однотонный зеленый. Поэтому можно предположить, что переброшенные в Сирию танки с большой долей вероятности принадлежат северокавказским 19 или 20 омсбр, либо, не исключено, базирующейся в Южной Осетии 4-й военной базе. Т-90 этих воинских частей пока еще окрашены по трехцветной деформирующей схеме.
В середине ноября прошлого года на брифинге Министерства обороны России стало известно, что в Сирии находятся военнослужащие 120-й артиллерийской бригады (город Юрга Кемеровской области). Согласно представленной на мероприятии электронной карте, где отображались действия вооруженных сил Сирийской Республики, в районе населенного пункта Хамрат в провинции Хомс на тот момент действовали шесть российских гаубиц МСТА-Б. Примечательно, что ранее фотографии и видеоролики с российскими артиллерийскими системами уже успели появиться в социальных сетях (см. «Залп по черным знаменам»).
Следует отметить, что личный состав и технику на авиабазе «Хмеймим» защищают не только морские пехотинцы 810-й бригады, но и подразделения военной полиции. Помимо военнослужащих в характерных красных беретах на фото- и видеохронику попали бронеавтомобили «Рысь», что удивительно, так как до недавнего времени заявлялось об отказе от закупки этих машин. Но как пояснил «Военно-промышленному курьеру» представитель Минобороны, знакомый с ситуацией, руководством ведомства принято решение вооружить выпускающимися в России итальянскими бронемашинами именно части и подразделения военной полиции: «Контракт на выпуск «Рысей» пока еще формально действует. Для войск эти машины малоприменимы, но как показали испытания, для нужд военных полицейских «итальянцы» подходят отлично».

Что скрыто

Еще один важный аспект помощи сирийским правительственным войскам – так называемые военные советники, деятельность которых российское военно-политическое руководство не отрицает, но и не афиширует.
Следует отметить, что российские военные советники и специалисты работали в Сирии задолго до начала гражданской войны. По имеющимся данным, с началом боев число «добровольных помощников» резко сократилось, но выполнять определенные задачи они продолжали. В настоящее время активность военных специалистов и советников заметно возросла, увеличился и их контингент.
Они занимаются, в частности, боевой подготовкой сирийских офицерских кадров, а также вновь сформированных частей и подразделений перед отправкой на передовую. Примечательно, что работа ведется настолько активно и масштабно, что в настоящее время в социальных сетях уже достаточно много фотографий наших соотечественников, проводящих такие занятия.
Несмотря на то, что Минобороны отрицает непосредственное участие российских советников в боях, в одном из видеороликов офицер (вероятнее всего, в звании полковника) признается, что за все время его пребывания здесь национальная оборона (сирийские правительственные войска.А.Р.) не сдала ни одной позиции. Судя по взрывам и звукам стрельбы, запись сделана во время боя.
На контингент военных специалистов легли еще более сложные задачи – не только обучить правительственные войска грамотно эксплуатировать и применять переданные Россией современные образцы ВВТ, в частности танки Т-90, тяжелые огнеметные системы ТОС-1, РСЗО «Смерч», «Ураган» и т. д., но и восстановить систему ремонта и эвакуации техники.
Об эффективности работы российских военспецов можно судить по следующим фактам: в ходе декабрьской пресс-конференции Владимир Путин заявил, что Россия восстановила сирийские комплексы ПВО.
На распространенных недавно ИГИЛ в социальных сетях фотографиях военной техники, захваченной у сирийских правительственных войск в контрнаступлении под Дейр-Эз-Зором, видны боевые машины зенитно-ракетного комплекса «Квадрат» (пусковая установка, установка разведки и наведения) в исправном состоянии.
Если судить по видеохронике, часть эксплуатирующейся сирийской армией военной техники ранее явно была подбита, но прошла ремонт и возвращена в строй. А боевики все активнее применяют вместо танков, БТР и БМП некие эрзац-боевые машины типа кустарно бронированных джипов, грузовиков и даже тракторов. Конечно, можно спорить об эффективности такой техники, вспоминать легендарную «Войну на «Тойотах», но нельзя отрицать, что в отличие от противника система ремонта и восстановления ВВТ в сирийской армии пусть с трудом, но действует и дает результаты.
Помимо уже упомянутых подразделений Российской армии для охраны и обороны авиабазы «Хмеймим», возможно, привлекаются военнослужащие из состава ВДВ, а также разведывательных и снайперских подразделений нескольких бригад СВ. Это предположительно разведчики и снайперы 7-й десантно-штурмовой (горной) дивизии ВДВ, 34-й горной, а также 74-й отдельной мотострелковой бригад.
Опрошенные «Военно-промышленным курьером» представители Минобороны не опровергли, но и не подтвердили присутствие в Сирии военнослужащих из упомянутых выше частей. Правда, один из собеседников пояснил, что прошедшие специальную подготовку для действий в горных условиях снайперы и разведчики 7 дшд(г) и 34 омсбр(г) лучше всего подходят для действий в провинции Латакия с ее холмами и горами.
Кроме уже засветившихся Т-90 в Сирию переброшены и новейшие бронетранспортеры БТР-82. Большой резонанс осенью прошлого года вызвал видеоролик сирийского информационного агентства с участием одного из «восемьдесят вторых» (в характерной трехцветной деформирующей окраске) в боевых действиях. В частности, в отдельных местах сюжета довольно отчетливо слышна русская речь.
Правда, после этого новейшие бронетранспортеры в фото- и видеохронику больше не попадали. Но относительно недавно в социальных сетях появились снимки БТР-82 с российскими военнослужащими, сделанные, по данным геолокации, в провинции Латакия, в частности недалеко от недавно отбитого населенного пункта Сальма. Судя по тому, что попавшая в объектив боевая машина окрашена по однотонно-зеленой схеме, этот БТР не так давно передан Российской армии.

В пику неназванным источникам

В состав российского контингента в Сирии входят части и подразделения специального назначения и военнослужащие Командования сил специальных операций. Об участии КССО в операции по поиску «черного ящика» сбитого турецкими ВВС российского фронтового бомбардировщика Су-24М президенту Владимиру Путину доложил лично министр обороны Сергей Шойгу (подробнее – «За «черный ящик»). Примечательно, что с момента присоединения Крыма это первый случай, когда наше военно-политическое руководство официально заявило о действиях сил специальных операций.
Судя по фотографиям, бойцы КССО действуют в Сирии как минимум с сентября прошлого года. Правда, ореол таинственности, окутывающей деятельность недавно созданного командования, мешает понять, какие задачи решают его бойцы. Можно предположить, что речь идет не только о выполнении неких специальных и деликатных задач, но и о физической защите высокопоставленных российских военных, а также об участии в боевой подготовке сирийцев.
Одновременно с бойцами КССО в Сирии появились и наши спецназовцы, причем со штатной техникой – бронеавтомобилями «Тигр». По некоторым данным, это сводный отряд специального назначения, куда вошли подразделения из состава нескольких бригад СпН.
Бойцы СпН также охраняют российских военных советников и ведут занятия по боевой подготовке. По сообщению сирийских СМИ, наши спецназовцы участвовали в поиске и спасении штурмана сбитого фронтового бомбардировщика Су-24М капитана Константина Мурахтина.
Зарубежные СМИ активно строят предположения о составе российского сухопутного контингента в Сирии, зачастую ссылаясь в своих материалах на неназванные источники в разведывательных структурах и национальных Министерствах обороны.
Наше военное ведомство предпочитает обходить молчанием факт присутствия наземного контингента в Сирии. Все российское участие, по предоставляемой официальной информации, сводится к работе авиагруппы особого назначения. Но сообщения об артиллеристах в провинции Хомс, доклад Сергея Шойгу об успешной операции КССО, многочисленные фото- и видеосюжеты доказывают другое.
Чересчур сдержанная информационная политика создает поле для различных пропагандистских спекуляций и заявлений о многочисленных потерях и зверствах по отношению к мирному населению российских военных в Сирии, что не соответствует действительности. Нам незачем отрицать, что наши соотечественники принимают ограниченное, но непосредственное участие в боевых действиях, организуют боевую подготовку проправительственных сил, помогают осваивать новые образцы ВВТ, восстанавливать вышедшие из строя, а также подбитые боевые машины.
Blogger
Disqus

Комментариев нет