Больше, чем танк
«Армата» – срез научно-технических достижений отечественного машиностроения
О новинках прошедшей в Нижнем Тагиле выставки RAE 2015, а также о том, почему в мире постоянно растет спрос на изделия Уралвагонзавода и когда комплекс активной защиты, установленный на танке Т-14 «Армата», сможет сбивать бронебойно-подкалиберные снаряды, «Военно-промышленному курьеру» рассказал заместитель директора корпорации «УВЗ» по спецтехнике Вячеслав Халитов.
– Вячеслав Гилфанович, какие новинки на Russian Arms Exро показала в нынешнем году корпорация «Уралвагонзавод»?
– Мы в этом году продемонстрировали шесть новых образцов колесной и гусеничной техники. Часть представленных изделий – наши новейшие разработки, а другая – машины, на которых была проведена глубокая модернизация. Новинки – это в первую очередь танк Т-14 и боевая машина пехоты (тяжелая) Т-15 на платформе «Армата», а также перспективный артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ». Кроме того, мы представили двухзвенный тягач ДТ-3ПМ – это прототип будущего бронетранспортера, предназначенного для ведения боевых действий в сложных климатических и географических условиях. В частности, такие машины создаются для вооружения «арктических» бригад, которые сейчас формируются Минобороны России. Следующий образец – глубокая модернизация бронетранспортера БТР-80. В основном она проведена с учетом требований иностранного заказчика, но в то же время приемлема и для российских военных. Также Уралвагонзавод представил специальную пожарную машину, выполненную на базе танка Т-72. Это высвобождаемое имущество Минобороны. Чтобы его рачительно использовать, мы снимаем башни, а на шасси делаем уникальную и очень полезную пожарную машину, предназначенную для тушения огня и ведения спасательных работ на арсеналах и базах хранения РАВ.
– На прошедшей в 2013 году выставке вооружений в Нижнем Тагиле состоялась закрытая презентация боевой машины поддержки танков БМПТ-72. На нынешней выставке она уже открыто демонстрируется в статичной экспозиции. Каковы перспективы у этой уникальной машины? Предлагаете ли вы ее зарубежным покупателям?
– Безусловно, мы активно продвигаем как БМПТ «Терминатор», так и БМПТ-72 «Терминатор-2» на внешний рынок. Ведь это опять-таки, как я уже сказал, рациональное использование высвобождаемого имущества и не только нашего Минобороны, но и потенциальных иностранных заказчиков. Боевая машина поддержки танков – это продление жизни Т-72.
В настоящее время БМПТ «Терминатор» закупил Казахстан. Есть заявки – уже больше шести – на новейшие БМПТ-72 «Терминатор-2». Эта машина востребована.
Современные войны и военные конфликты доказывают, что наши «Терминатор-1» и «Терминатор-2» очень нужны. Особенно, хочу подчеркнуть, во время боев в урбанизированных районах и в городских условиях, когда требуется не только высокая защищенность, но и огневая мощь.
Правда, у наших заказчиков первоначально были вопросы по сокращению экипажа машины. Ведь на «Терминаторе-1» экипаж состоял из пяти человек, но на «Терминаторе-2» мы довели его до трех.
– Насколько сегодня в мире востребованы созданные или специально модернизированные для ведения боевых действий в городских условиях образцы вооружения и военной техники? Что может предложить потенциальным заказчикам корпорация «УВЗ»?
– На самом деле в настоящее время спрос на такие изделия очень большой. Ведь все прекрасно понимают, что в современных вооруженных конфликтах бои в основном ведутся именно в населенных пунктах. Сейчас уже мало кто воюет на открытой местности.
На RAE 2015 мы показали модернизированный танк Т-72, специально предназначенный для ведения боевых действий в городе. У него есть отвал, дополнительные решетки-экраны, стоит комплекс активной защиты и т. д. А также мы представили бронированный бульдозер, чья броня защищает от снарядов калибра 30 миллиметров.
Причем наш бульдозер можно использовать как в мирное время – для задач обеспечения повседневной жизнедеятельности войск, так и в военный период, к примеру, для проделывания проходов на улицах. Наш бульдозер может убирать баррикады, завалы, проламывать стенки в постройках и т. д. В армиях многих стран мира для решения подобных задач в настоящее время также задействуются бульдозеры, в частности производства американской фирмы Caterpillar.
– В нынешнем году почти все команды – участницы ставшего за последнее время очень популярным «Танкового биатлона» выступали на Т-72Б3. УВЗ специально дорабатывал эти машины? Поступают ли запросы от иностранных заказчиков на модернизацию их парков танков Т-72?
– В этом году на «Танковом биатлоне» были представлены только серийно выпускаемые Уралвагонзаводом танки Т-72Б3, не отличающиеся от тех, которые сейчас направляются в Российскую армию. Но в прошлом году мы действительно предлагали как вариант для российской команды танк Т-72Б3 с повышенными характеристиками. В частности, на него устанавливались двигатель мощностью 1130 лошадиных сил, панорамный прицел командира, дисплейный комплекс механику-водителю. Кроме того, мы значительно повысили определенные характеристики по подвижности.
В настоящее время спрос на модернизацию уже построенных танков Т-72, ранее поставленных во многие страны, очень большой. И мы предлагаем заказчикам различные варианты – от очень глубокой модернизации до достаточно бюджетных вариантов.
Корпорация «УВЗ» применяет так называемый адаптивный подход к заказчику. Если сложить суммарно, то на сегодня мы предлагаем более 20 модернизационных опций, начиная от увеличения огневой мощи, подвижности, защищенности и заканчивая командной управляемостью как для Т-72Б/Б1, так и для Т-72С, которые в свое время шли на экспорт. Мы готовы без серьезного изменения конструкции машины все эти опции внедрить.
Но все зависит от заказчика, который в соответствии со своим бюджетом самостоятельно выбирает, какие характеристики ему важнее. Кому-то надо улучшить подвижность, проходимость, кому-то повысить огневую мощь, а кто-то делает упор на командную управляемость. Исходя из требований заказчика мы и проводим модернизацию. УВЗ дифференцированно подходит к каждому клиенту.
– Были на RAE 2015 достигнуты какие-либо соглашения на поставку вашей продукции?
– По модернизации танков Т-72 на этой выставке все ограничилось переговорами с потенциальными заказчиками. В то же время по модернизированным Т-90С действительно озвучивались конкретные предложения. Этими машинами заинтересовались Саудовская Аравия и Кувейт. Совместно с обеими странами мы провели предварительные испытания.
Наши заказчики поступают абсолютно правильно: сначала смотрят машину, изучают ее характеристики и устройство, определяют, соответствует ли она их требованиям. И только после этого проводятся испытания, причем на их территории, на местности и в тех условиях, где будет использоваться танк, в данном случае – при повышенной температуре воздуха, запыленности и т. д.
В настоящее время совместная работа с Саудовской Аравией и Кувейтом продолжается. На самом деле она идет постоянно. Потому что спрос есть всегда. С первых индийских контрактов начала 2000-х годов на протяжении 15 лет он не только не снижается, а наоборот, возрастает. А тем более сейчас, с появлением новых образцов, таких как модернизованный Т-90С и многоцелевая платформа «Армата».
– Если уж мы заговорили о поставках вооружения и военной техники в страны Персидского залива, то не могли бы вы рассказать, как показали себя недавно закупленные Ираком тяжелые огнеметные системы ТОС-1? Помимо Ирака и Азербайджана есть ли другие страны, пожелавшие закупить ТОС?
– Иракские военные довольны поставленными ТОС, так как система показала себя очень эффективной. Более того, у нас в настоящее время уже есть несколько заявок от других стран на поставку этих машин. Однозначно: у ТОС очень большое экспортное будущее.
Я считаю, что помимо танков наиболее эффективны в ближнем бою только тяжелые огнеметные системы. На показательных выступлениях в ходе нынешней выставки все желающие могли увидеть, что выпущенный ТОС боекомплект ракет поражает площадь очень большого размера. Причем мы говорим, что вероятность уничтожения противника на ней близка к единице.
Дальность стрельбы тяжелых огнеметных систем всего шесть километров, но это как раз то, что надо для поражения малых групп противника, разрозненных бандформирований и т. д., которые не только перемещаются по местности, в том числе на легкой бронетехнике, но и находятся в укрытиях. Термобарический боеприпас позволяет эффективно уничтожать противника независимо от того, где он укроется.
В настоящее время ТОС состоит из двух машин: транспортно-заряжающей и непосредственно пусковой установки. Мы разработали ТЗМ на колесном шасси. Поэтому в зависимости от желания заказчика можем предложить ему несколько вариантов как на гусеничном, так и на колесном шасси.
Хотя, если честно, про «колеса» можно рассуждать по-разному. Все-таки ТОС действует непосредственно на переднем крае, где техника на колесном шасси не совсем удачный вариант. Я считаю, что ТЗМ должна быть равной пусковой установке как по бронированию, так и по подвижности.
– Как показывают боевые действия в Сирии и Йемене, современная бронетехника, не оснащенная динамической защитой, уязвима для противотанковых средств. Даже считавшиеся хорошо защищенными американские основные боевые танки М-1А2 «Абрамс» уничтожаются попаданием ПТУР. Какие решения в области динамической защиты, а также внедрения КАЗ предлагает Уралвагонзавод?
– Если внимательно посмотреть на машины разных поколений – Т-72Б в его модификациях, Т-90 и «Армата», то вы увидите, насколько мы продвинулись вперед в области создания и внедрения динамической защиты. Вспомните: мы начинали с «Контакта-1», в войсках ее еще называли «черепашка». Маленькие «кубики» с пластитом, которые приходилось очень тяжело и долго снаряжать.
Потом появилось следующее поколение «Контакта», где пластины, ставшие гораздо больше, начали устанавливаться уже под разными углами. Сейчас на модернизированном Т-90С мы ставим динамическую защиту нового поколения под названием «Реликт». Но на «Армате» устанавливается динамическая защита совершенно другого уровня, значительно превосходящая даже современнейший «Реликт».
Комплексы активной защиты, как называется вся эта технология – хард-килл, тоже развиваются поступательно. Сначала была поставлена задача для системы типа «Арена» – уничтожать боеприпасы, подлетающие к танку со скоростью 750–800 метров в секунду. Фактически речь шла об обыкновенной гранате, выпущенной из РПГ, или о ПТУР. Так как скорость не очень большая, то и реакция системы на приближение объекта была достаточно низкой. И конструкторам не надо было встраивать специальные датчики, а также развивать и наращивать систему быстродействия.
Но сейчас мы поставили перед разработчиками более сложную задачу. Мы сказали: нам надо уничтожать практически все угрожающие танку боеприпасы, включая летящие с очень большой скоростью бронебойно-подкалиберные снаряды. Сейчас совместно с разработчиками комплексов активной защиты ведем работы в этом направлении и, хочу отметить, поставленные задачи по поражению всех типов боеприпасов решим в самое ближайшее время.
Еще одна очень важная для нас тенденция в развитии КАЗ – защита верхней полусферы от современных ПТУР, таких как американские «Джавелин» и израильские «Спайк».
Верхняя полусфера до недавнего времени была одним из самых уязвимых мест в защите танка. Но наш новейший комплекс активной защиты будет обеспечивать поражение всех подлетающих боеприпасов.
– Когда мы сможем увидеть новейший отечественный КАЗ и динамическую броню нового поколения? Планирует ли УВЗ устанавливать их на танки иностранных заказчиков?
– Как только мы завершим окончательную разработку «Арматы», тогда вы все и увидите. Но хочу сразу сказать: эти новинки будут устанавливаться не только на «Армату». В настоящее время мы изменили подход и требуем от наших основных разработчиков следовать так называемому модульному принципу.
Задача ставится следующим образом: сделать конструкцию, которую мы можем поставить на любую машину. И у нас получается. Вы же видите: КАЗ «Арена-Э» мы уже поставили на Т-72, хотя первоначально комплекс был адаптирован к Т-90. Нам не надо, чтобы комплекс активной защиты был каким-то оригинальным и устанавливался только на определенную машину. Наоборот. Мы хорошо понимаем, что заказчику нужен только интегральный подход.
– На нынешней RAE было хорошо видно, что все внимание иностранных специалистов и военных приковано к боевым машинам на платформе «Армата». Если не секрет, что именно в этих машинах так заинтересовало гостей выставки?
– Если честно, то мне достаточно трудно говорить за иностранных специалистов и военных. Хотя судя по тому, что у нас спрашивали, я считаю, в первую очередь удивил нетрадиционный подход к разработке танков. Мы раньше всегда использовали традиционную компоновку машины: обитаемая башня, в которой находятся наводчик-оператор и командир, а в шасси размещается механик-водитель. Но, как вы видите, сейчас на «Армате» мы отделили боевой модуль и за счет каналов технического зрения он дистанционно управляется экипажем, находящимся в изолированном бронированном пространстве.
– Во многих странах мира пытались создать подобные танки, но успеха не добились…
– История появления новой компоновки такова: еще в начале 80-х одновременно и в СССР, и в США танкостроители начали делать попытки создания подобной машины. Свой «Абрамс» американцы хотели сделать именно таким, но не смогли. И этому есть несколько причин.
В то время не были так развиты технологии передачи информации, дистанционного управления. Не было возможностей создания жизненно необходимых для танков с такой компоновкой каналов технического зрения, не говоря уже о «цифре», о компьютерах высокой производительности для выполнения сложных расчетов. Поэтому танкостроители попытались, но стало понятно, что не получается, и затею бросили.
Безусловно, следующим этапом стала разработка и создание так называемого объекта 195. Он стал некой переходной моделью от советского задела к уже российским образцам. Но и при создании этой машины опять-таки возникли определенные трудности. Не все было реализуемо, технологии еще не достигли нужного уровня.
Но сейчас время пришло. Технологии уже обкатаны, готовы к применению, и мы, используя ранее достигнутый задел и современные научно-технологичные наработки, создали «Армату».
Сразу хочу пояснить: ошибочно называть «Армату» просто танком. Это платформа, на которой будет размещено большое количество специализированных машин. Мы планируем на базе «Арматы» создать свыше 20 различных образцов, начиная от зенитно-ракетного комплекса и заканчивая различными артиллерийскими системами, тяжелыми огнеметами, инженерной техникой.
В новой платформе заложен важный принцип: не меняя серьезно конструкцию изделия, мы можем разместить силовой блок как на корме, так и на носу и даже по центру машины. Это позволяет установить любое вооружение и оборудование там, где необходимо заказчику.
Поясню. К примеру, для удобства пехоты на БМП Т-15 необходимо, чтобы десант спешивался с кормы. Поэтому силовой блок размещен впереди. А для БРЭМ необязательно иметь большое десантное отделение, обеспечивающее удобное спешивание личного состава, но у нее повышенные требования к размещению и работе агрегатов и механизмов, в частности крана и лебедки, которая, кстати сказать, должна быть в передней части машины. Поэтому силовой блок целесообразнее разместить в центре машины. Используя такое компоновочное решение, мы можем формировать машину под любые требования заказчика.
– Вячеслав Гилфанович, если уж речь зашла о БМП Т-15, то сейчас она вооружена только 30-мм пушкой и пусковыми установками противотанковых ракет. Не планируете перейти на более серьезное вооружение, в частности на представленную на нынешней RAE 57-мм автоматическую пушку?
– Мы уже давно предлагаем 57-мм пушку для вооружения БМП Т-15. Но тот модуль вооружения, который сейчас установлен на этой машине, – требование заказчика.
Если посмотреть историю, то традиционно, как, к примеру, было в годы Великой Отечественной да и потом, уже в период холодной войны, мы всегда выигрывали у противника за счет повышения калибра. Вспомним легендарный Т-34. Сначала он был вооружен 76-мм пушкой, потом была поставлена 85-мм. На послевоенных танках от 100-мм мы перешли к 115-мм на Т-62, а потом и к 125-мм на Т-72, Т-80 и Т-90. Более того, сейчас мы, безусловно, ведем речь о 152-мм пушке в качестве вооружения Т-14 «Армата».
Поэтому на сегодня назрела необходимость уйти от авиационных 30-мм и поставить на БМП Т-15 57-мм автоматическую пушку. У нее действительно серьезный боеприпас, на базе которого можно создавать высокоточное оружие, например управляемый артиллерийский снаряд. И скорострельность у 57-мм пушки просто колоссальная.
Это орудие высокой баллистики, способное на дальности до 16 километров уничтожать воздушные цели. Причем снаряды могут с высокой эффективностью бороться с роботами – как наземными, так и воздушными. А это особенно важно сейчас, когда роботизация – очевидная тенденция в развитии средств вооруженной борьбы. В настоящее время у нашего вероятного противника большое количество различных беспилотников, поражать которые из 30-мм калибра, если честно, очень сложно, ведь это пушки с большим рассеиванием. 57-мм автоматическая пушка – тот уровень, который нам нужен. Это и точность, и надежность, обеспечивающие эффективное уничтожение роботов.
Gur Khan: отличное интервью! После него, себя каким-то "пророком" ощущаю. Писал еще в 2003 году что в БМПТ два "лишних" человека - так оно и вышло! Концептуальный конструкторский просчет! Не говоря уже о маркетинговом. БМПТ-72 - нахваливал как "исправление ошибок" БМПТ с 2013 года - и вот результат - множество заявок на эту нужную машину! Опять же с 2002 -03 года твержу что на БМПТ нужно ставить в том числе 57мм пушку - только сейчас доходить до некоторых стало! Ну и слава Богу!!! Опять же еще в 2010 году говорил, что перспективный танк не перспективен без 152 мм пушки - только сейчас об этом вспомнили. А почему ж на стадии согласования ТЗ на "Армату" об этом не вопили? В целом, практически "Сказка о потерянном времени" получается. Сделай сразу "правильную" БМПТ - давно бы и у нас в войсках была и продавали бы пачками, про танк ужо совсем молчу... Тот же "модернизированный Т-90С" можно было бы с 2010 -11 года закупать - уже лет пять... Как же все таки здорово нам поднасрали господа Сердюков и Макаров... - к стенке бы поставил сволочей!