"...Произвёл настоящей фурор"

К 110-летию бронетанкового PR.
В 1906 году в весьма популярном российском иллюстрированном журнале "Нива" вышла небольшая статья под заголовком "Блиндированный автомобиль", с которой, по сути, началась рекламная компания российской бронетанковой техники. И если о самом фигуранте дела - бронеавтомобиле Шеррон-Накашидзе многие интересующиеся историей бронетехники наслышаны, то статью эту мало кто видел и мог читать в оригинале. Тем не менее, она является достойным образчиком заказного рекламного материала. Более того, некоторые обороты и приемы узнаваемы и употребляемы по сей день. Стали не то устоявшимся штампом, не то "иконой стиля". Как истинный ценитель и коллекционер, я не смог удержаться и приобрел у антиквара этот выпуск "Нивы", благодаря чему имею возможность познакомить моих читателей с замечательной вещью (текст переведен на современную орфографию):



Большую сенсацию в нашем военном мире вызывает привезенный из Франции блиндированный автомобиль, со­оруженный там, в Пюто, на заводе Шаррон Жирардо Вуат, по мысли и по проекту одного из бывших офицеров русской армии, кн. М. А. Накашндзе.
Проект автомобиля был разработан его изобретателем во время последней русско-японской войны. Тогдашни главнокомандующий, ген. Лнневнч, чрезвычайно заинтересовался этим изобретением. Но, к сожалению, автомобиль уже опоздал к войне, да и до сих пор еще идут переговоры о введении этих автомобилей в нашу армию.

Автомобиль этот представляет собою нечто в высшей сте­пени оригинальное по конструкции. Он закрыт со всех сторон хромоникелевой броней (изготовляемой на заводе Крезо, во Франции) в 4,5 мм толщиной. Броня эта совершенно предохраняет от ружейных пуль, осколков снарядов и от шрапнели. Ружейные пули не разбивают броню даже на расстоянии 50 шагов, несмотря на громадную силу и резкость боя современных ружей.
 В обыкновенное время, т. е. не в бою, автомобиль «для воз­духа» открывается. В сфере же огня он совершенно закрывается, и управление движением производится, как в подводной лодке, при помощи перископа, помещённого внутри.
В средней части автомобиля устроена вращающаяся башня, вооруженная пулемётом Гочкиса. Такое положение башни и её вращаемость позволяют стрелять во все стороны. Кроме того внутри имеется еще и боевой фонарь-прожектор, тоже защищен­ный броней. Его открывают, освещают местность, пристреливаются—и затем броня снова покрывает его.
Вес автомобиля не малый, а именно 180 пудов. Но, несмотря на такой солидный вес, он движется очень легко и по какой угодно дороге, даже совсем без дорог — например, по пахотным полям—и берет при этом подъемы до 25°. С обоих боков автомобиля расположены перекидные мостки для переезда через канавы и рвы. Длиною они доходят до 1,5 сажени, а шириною соответствуют ширине тележки автомобиля.
Для добывания двигающей силы в автомобиле установлен бен­зиновый двигатель в 37 лошадиных сил. Скорость движения достигает 65 вёрст в час. Применительно к русским дорогам колеса устроены выше и — специально для Маньчжурии — они одеты панцирем: иначе отростки гаоляна резали бы обыкновенные колёсные шины.
Внутри автомобиля могут поместиться 5 человек, а в крайнем случае — и восемь. Стоимость всего автомобиля вместе с двумя пулеметами Гочкиса (один пулемёт запасный) равняется 30.000 р. Названные пулеметы выпускают по 600 выстрелов в минуту.
Согласно идеи изобретателя, кн. М.А.Накашидзе, бронирован­ный автомобиль предназначается специально для рекогносцировки, разведок и для преследования неприятеля.
За границей автомобиль произвёл настоящей фурор, и воен­ный мир всей Европы и даже Америки обратил на него особое внимание. В настоящее время получены заказы от Турции, Румынии, Испании, Англии, Германии, Аргентинской республики, а также Японии и Китая, но исполнение их приостановлено до окончания переговоров с Россией.
Несомненно, что в военное время эта двигающаяся крепость может сыграть очень видную роль.

До официального появления первого британского танка пройдет еще 9 лет...
Blogger
Disqus

Комментариев нет