Удобство и мощь: в чем главные секреты успеха проекта «Армата»

О боевых машинах семейства «Армата», впервые появившихся на Параде Победы 2015 года, до сих пор говорят во всем мире. Они не просто максимально подготовлены к серийному производству и опытной эксплуатации в войсках, но и по уровню технических решений существенно выше состоящей на вооружении бронетехники как внутри, так и далеко за пределами Российской Федерации.

«Армата», вне всяких сомнений, один из самых масштабных проектов, реализованных отечественной оборонкой. Однако сколько именно труда вложено в абсолютно новую линейку техники, мало кто может осознать.



О сложности и влиянии

Прежде чем подвергать анализу проект с тяжелой платформой «Армата», следует обратиться к цифрам. Больше сотни самых разных организаций участвуют в разработке, постройке, испытаниях и доработке новейшей российской бронетехники. Специалисты признаются, что по объему проработанных данных «Армату» вполне можно поставить в один ряд с авианосцем или с каким-нибудь космическим аппаратом. Нововведений в современном российском танке столько, что, по сути, руками военных инженеров переписывается сама концепция не только отечественного танкостроения, но и вполне вероятно, что последующие зарубежные разработки будут построены на схожих принципах.

Об испытаниях

До сдачи генеральному заказчику и принятия на вооружение российского танка, безусловно, пройдет какое-то время. Именно за этот (весьма короткий по меркам разработки вооружений) период разработчику и производителю предстоит непростая работа по доведению боевой машины до совершенства. Несмотря на то что «Армату» ожидает огромный список испытательных мероприятий, доработкой машины специалисты заняты уже сейчас.

В настоящее время продолжаются так называемые заводские испытания всех трех машин линейки: танка, тяжелой БМП и БРЭМ. Кроме того, часть машин из опытно-промышленной партии, той, что все могли наблюдать 9 Мая, уже обкатана в одной из воинских частей.


О том, какие именно испытания выпадают на долю «Арматы», специалисты не говорят, но поясняют, что никакого щадящего режима или упрощенных программ испытаний для новой техники не предусмотрено. Напротив, ужесточение требований военные эксперты называют одним из «нормальных» явлений.

«Что касается самой методики проведения тестов, она у нас (в России) практически неизменна и задана, по сути, законодательно»,  сказал в интервью «Звезде» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов. «А вот критерии и требования к новейшим изделиям, конечно, куда более жесткие. К примеру, необходимо, чтобы танк на те же участках трассы, в тех же условиях, выдерживал нагрузки при более высоких скоростях», добавил он.

Специалисты поясняют, что ходовые испытания «Арматы» лишь часть необходимых мероприятий по проверке живучести и надежности танка. Боевой машине предстоит пройти проверку боем выдержать испытания обстрелом, а также доказать стабильность работы узлов и агрегатов в различных климатических условиях от арктических морозов до тропической жары. В случае с испытаниями на обстрел для «Арматы» снова не предусмотрено даже намеков на послабления: что танк, что любая другая машина на новой платформе должны выдерживать подрыв более мощными взрывными устройствами, чем танки предыдущего поколения, и оставаться в живых после обстрела большим количеством современных боеприпасов.

Эксперты отмечают, что, несмотря на отсутствие понятия об абсолютной защищенности в случае с любой боевой машиной, танк на платформе «Армата» способен защитить себя и экипаж и продолжить выполнение боевой задачи даже после обстрела из самого современного вооружения.

«Что касается брони танка Т-14, то лобовые проекции действительно защищают экипаж и системы машины от попадания любых современных и перспективных снарядов, включая ПТУР. Высокая живучесть машины также реализована в результате внедрения сразу нескольких сложных электронно-вычислительных систем от специальных датчиков до комплекса активной защиты», пояснил в интервью «Звезде» военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов.


Удобство решает все

Содержание военной техники, в том числе экспериментальной и только-только поступающей в войска для испытаний, особенно острый экономический вопрос. Понятно, что передовое вооружение дешевым быть не может, однако специалисты профильных ведомств отмечают, что большое внимание в новой линейке техники уделяется не просто вопросам сохранения недешевой электроники и других электронно-вычислительных компонентов, но и снижению расходов на ремонт и обслуживание, а также уменьшению времени, за которое ремонт бронетехники можно произвести.

Одной из главных особенностей «Арматы» является модульность платформы, позволяющая за считаные часы заменить ключевые агрегаты машины, например двигатель.


«Просто для сравнения. Чтобы произвести ремонт двигателя на танках Т-72/90, нужно сначала разобрать все МТО (моторно-трансмиссионное отделение), а это процесс достаточно трудоемкий и занимает значительное количество времени»,  отметил Хлопотов.

Интересно, что в случае с «Арматой» тот же процесс ремонта двигателя сокращается до нескольких часов, а демонтаж узлов и агрегатов максимально упрощен.

«За очень короткое время просто меняется весь моноблок целиком. И все. Далее его уже могут везти на рембазу или на завод, но танк при этом своей боеспособности не теряет и из строя выбывет на незначительное время», добавил эксперт. Тот же принцип, по словам эксперта, работает и тогда, когда речь идет о замене боевого модуля: при любых повреждениях башни она легко меняется вместе с орудием и механизмом заряжания на новый модуль и танк снова готов к бою. Совершенно очевидны плюсы такого решения: наличие уже готовых моноблоков и боевых модулей позволяет уменьшить критически важный показатель время ремонта техники в боевых условиях, когда любое промедление может стоить нескольких десятков, а то и сотен жизней.

Современный «Зверобой»

Едва ли не главная интрига танка Т-14 на платформе «Армата» кроется в том, получит ли уникальная машина орудие калибра 152 миллиметра. Перспектива поставить на «Армату» орудие калибра 152 миллиметра имеет очевидные преимущества: противостоять такому снаряду не сможет ни один зарубежный танк. Однако и сложностей с установкой 152-миллиметрового орудия немало.

«На сегодняшний день орудие, смонтированное на танк, устраивает по всем показателям»,  констатировал военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов. «С установкой орудия куда большего калибра связан ряд особенностей, к которым можно отнести, например, сокращение возимого боекомплекта в два раза», уточнил он.

Следует пояснить, что опыты с установкой 152-миллиметровго орудия отнюдь не первые в отечественном танкостроении: «Объект 195», некогда прошедший всю программу государственных испытаний на вооружение, так и не приняли. Не существовало для 152-миллиметровго орудия адекватного противника: «Объект 195» опередил свое время лет на 1520. Монтаж боевого модуля крупного калибра на танк совершенно уникальная операция. Специалисты отмечают, что «легким движением руки» такое точно не осуществить, но миссия, как водится, выполнима.


«Все дело в том, что речь в этом случае идет не о конкретном танке, а о платформе в целом. Конечно, создать такой танк с таким орудием абсолютно реально, пусть и с учетом некоторых габаритных изменений», добавил Хлопотов. По его словам, проработки машины, основным вооружением которой будет 152-миллиметровая артиллерийская система, уже есть, и воплотить их в металле дело техники и времени.

Проект по оснащению «Арматы» самой настоящей «царь-пушкой» имеет и свое название: БАМ боевая артиллерийская машина. Однако это не совсем танк в привычном понимании этого слова. БАМ скорее самоходное орудие, обладающее танковой защитой. Такая машина является разновидностью машин огневой поддержки. От уже известной БМПТ (боевой машины поддержки танков) такое орудие как раз отличается размещением огромной 152-миллиметровой артиллерийской системы.

Специалисты поясняют, что из-за своего воздействия на противника 152-миллиметровый фугас рискует стать последним впечатлением для врага и надгробной плитой одновременно.


«Такой боеприпас гарантирует обрушение целой секции строения, разрушение практически любого сооружения полевой фортификации», подчеркивает Хлопотов.

В некотором смысле предком БАМ можно считать знаменитый «Зверобой» ИСУ-152, который стоял на вооружении Советской армии начиная со второй половины Великой Отечественной и до конца 1960-х годов. Многие танкисты в званиях от капитана до полковника все чаще высказываются за создание и ввод в эксплуатацию более мощного орудия, однако каким именно оно получится в итоге и какой потенциал в него вложат разработчики, станет ясно лишь после его воплощения в металле.

Одно ясно совершенно точно: несмотря на то, что линейка бронемашин «Армата» подвергнется еще не одному десятку изменений, в своем развитии новейшие российские бронемашины уже сейчас уходят в существенный технологический отрыв от всех своих зарубежных конкурентов.

Автор: Дмитрий Юров

Фото: Алексей Иванов/ТРК «Звезда»/пресс-служба президента РФ 
 
Blogger
Disqus

Комментариев нет