С новым танком Ирану «Карар»
Иран начинает производство собственного танка, который получил название «Карар». По заявлению министра обороны страны Хосейна Дехгана, новый иранский танк не уступает российскому Т-90, но самое главное, что он полностью разработан военно-промышленным комплексом Ирана.
Т-90 ранее входил в сферу интересов турецких военных. Но в силу действия резолюции Совета безопасности ООН, запрещающей в ближайшие 5 лет экспорт в Иран основных категорий оружия и военной техники, Тегеран решил сосредоточиться на собственных разработках. Хотя в «Уралвагонзаводе» и готовы были пойти навстречу, в перспективе наладив в стране лицензионное производство танков Т-90С.
«Иранские военные разработки стали притчей во языцех еще во время правления прошлого президента Махмуда Ахмадинежада. Он говорил, что иранцы чуть ли не на своих кухнях создают ядерный топливный цикл, а потом обогащают своими знаниями иранскую промышленность. Мне кажется, что в случае с танком «Карар» — это очередное пропагандистское заявление.
Иранцы вполне могли что-то спроектировать, но по факту новый танк будет слегка модернизированным и измененным с точки зрения дизайна версией того, что им было поставлено в лучшем случае в 90-х годах. А в худшем случае при шахе. Вероятно, на выходе «Карар» предстанет глубокой модернизацией какого-нибудь Т-62 или Т-72, которые им поставлялись, подобных машин у них на вооружении стоит несколько сотен», — комментирует нам эксперт Института Ближнего Востока Николай Кожанов.
По его мнению, самостоятельно что-либо собрать иранцам весьма сложно, потому что, во-первых, страна долгое время находилась в изоляции, а во-вторых, поставки вооружений и комплектующих двойного назначения все это время очень четко отслеживались. Добыть запчасти для своей техники, или где-то получить новые технологии возможности были минимальны. Хотя некоторый обмен все же шел, что-то поставлялось в страну нелегальными путями.
«Время от времени они заявляют о создании, например, своего истребителя, по сути глубокой модернизации американских самолетов, которые вряд ли стоит сравнивать друг с другом. Или показывают на параде аналог российской системы С-300, сделка по которым была «разморожена» лишь недавно. Иранские С-300, на самом деле, оказываются грубо скопированной моделью китайской вариации знаменитого зенитно-ракетного комплекса», — продолжает Кожанов.
Похожая ситуация и с новым танком «Караром». Как отмечает военный эксперт Евгений Лисовский, сравнивать между собой российский Т-90 и иранские разработки бронетанковой техники не имеет никакого смысла. Основную огневую мощь сухопутных войск Ирана составляют советские машины –Т-72 и даже Т-54. Из собственных разработок выделяется танк «Зульфикар», несколько десятков которых у них есть на вооружении. Но там за основу взят советский танк Т-72С, производимый в свое время на иранском заводе по нашей лицензии. Иранская промышленность хорошо усвоила советские технологии и теперь своими силами пытается что-то привносить в них. Но проблема при создании собственных разработок кроется в корне – у Ирана отсутствует школа танкостроения.
«Страна находится в тяжелом положении, но при этом ей нужна мощная и эффективная армия. Причем желательно созданная с опорой на собственные ресурсы. Поэтому они тащат и пытаются копировать все, что только можно. А если не удается, то просто проводят рестайлинг имеющейся на балансе старой техники», — резюмирует Николай Кожанов.
Иранские Т-72С на ученьях |
«Иранские военные разработки стали притчей во языцех еще во время правления прошлого президента Махмуда Ахмадинежада. Он говорил, что иранцы чуть ли не на своих кухнях создают ядерный топливный цикл, а потом обогащают своими знаниями иранскую промышленность. Мне кажется, что в случае с танком «Карар» — это очередное пропагандистское заявление.
Иранцы вполне могли что-то спроектировать, но по факту новый танк будет слегка модернизированным и измененным с точки зрения дизайна версией того, что им было поставлено в лучшем случае в 90-х годах. А в худшем случае при шахе. Вероятно, на выходе «Карар» предстанет глубокой модернизацией какого-нибудь Т-62 или Т-72, которые им поставлялись, подобных машин у них на вооружении стоит несколько сотен», — комментирует нам эксперт Института Ближнего Востока Николай Кожанов.
По его мнению, самостоятельно что-либо собрать иранцам весьма сложно, потому что, во-первых, страна долгое время находилась в изоляции, а во-вторых, поставки вооружений и комплектующих двойного назначения все это время очень четко отслеживались. Добыть запчасти для своей техники, или где-то получить новые технологии возможности были минимальны. Хотя некоторый обмен все же шел, что-то поставлялось в страну нелегальными путями.
«Время от времени они заявляют о создании, например, своего истребителя, по сути глубокой модернизации американских самолетов, которые вряд ли стоит сравнивать друг с другом. Или показывают на параде аналог российской системы С-300, сделка по которым была «разморожена» лишь недавно. Иранские С-300, на самом деле, оказываются грубо скопированной моделью китайской вариации знаменитого зенитно-ракетного комплекса», — продолжает Кожанов.
Похожая ситуация и с новым танком «Караром». Как отмечает военный эксперт Евгений Лисовский, сравнивать между собой российский Т-90 и иранские разработки бронетанковой техники не имеет никакого смысла. Основную огневую мощь сухопутных войск Ирана составляют советские машины –Т-72 и даже Т-54. Из собственных разработок выделяется танк «Зульфикар», несколько десятков которых у них есть на вооружении. Но там за основу взят советский танк Т-72С, производимый в свое время на иранском заводе по нашей лицензии. Иранская промышленность хорошо усвоила советские технологии и теперь своими силами пытается что-то привносить в них. Но проблема при создании собственных разработок кроется в корне – у Ирана отсутствует школа танкостроения.
«Страна находится в тяжелом положении, но при этом ей нужна мощная и эффективная армия. Причем желательно созданная с опорой на собственные ресурсы. Поэтому они тащат и пытаются копировать все, что только можно. А если не удается, то просто проводят рестайлинг имеющейся на балансе старой техники», — резюмирует Николай Кожанов.
Андрей Петров